Борис Гройс о том, в каком времени мы живем

WeekendКультура

«Что это за Россия? XIX век»

Борис Гройс о том, в каком времени мы живем

В 1987 году была написана самая известная книга философа и искусствоведа Бориса Гройса «Gesamtkunstwerk Сталин» — работа, перевернувшая общепринятые взгляды на авангард и его отношения с властью, и одновременно — один из манифестов советского концептуального искусства. К 35-летию книги Игорь Гулин поговорил с Борисом Гройсом о судьбе авангардного наследия, конкуренции в искусстве, возможности новых революций и возвращении в XIX век.

В «Gesamtkunstwerk Сталин» вы описываете искусство второй половины ХХ века как попытки проинтерпретировать, пережить утопический импульс эпохи авангарда. Что-то изменилось с тех пор?

Ничего не изменилось. Главная перемена произошла после войны. Это приватизация, частная апроприация авангарда. Авангардистские проекты начала XX века — проекты универсальные, попытки как-то изменить будущее, создать план космических масштабов. А неоавангард 1960-х — это их частная интерпретация. Отдельный художник делал проект для себя или для группы друзей, для какого-то комьюнити. Такое индивидуальное мифотворчество возникает уже в конце 1950-х годов. Достаточно посмотреть на Марка Ротко, который строит часовню самому себе, создает собственную религию.

Но ведь в 1960-х все-таки был пафос единения, поиска всечеловеческого? 1968 год, нью-дэйдж.

В 1960-е годы это мифотворчество действительно приобретает более радикальный, коммунитарный характер. Появляются коммуны хиппи, Ситуационистский интернационал. Но эти группы существуют недолго и быстро распадаются. Как раз нью-эйдж — абсолютно приватная вещь. Ты сидишь в позе лотоса и выходишь в космос, но это единение с космосом не объединяет тебя с другими людьми. Они сидят в какой-то другой позе и объединяются с чем-то другим. Причина этой индивидуализации не в том, что люди стали такими сосредоточенными на себе. Они стали просто более осторожными. Возникло убеждение, что нельзя вмешиваться в дела другого человека. Поэтому сейчас говорят о том, что нужно дать голос женщинам, дать голос черным. За всем этим стоит ощущение, что между людьми нет ничего общего, что общее представляет собой результат ложных теорий Просвещения и европейской колонизации мира. Поэтому нельзя говорить за другого. Ты даже не можешь высказаться за свою семью, потому что женщины — они другие. В конечном счете ты можешь говорить только о себе и за себя. В 1920-е годы говорить за других, во имя других считалось хорошо. Если ты свой голос дал безъязыкой толпе, как Маяковский, это было правильно. А сейчас считается, что ты их унижаешь, угнетаешь и лишаешь голоса, заменяя их голос на свой. Вот эта осторожность в отношении других и делает проекты в духе авангарда и раннего социализма невозможными.

В книге вы описываете послевоенную реальность как мир после конца истории, своего рода большой музей проваленных утопий. Невозможность работы за других связана с таким ощущением конца?

Так оно и есть. В конце истории история не исчезает, она начинает размножаться: вместо одной истории возникает много историй. История женщин, история детей, история индейцев Аляски, история города, квартала, общины. И индивидуальная история. Тот «музей», про который вы говорите,— я бы сказал, что это такой живой музей и все сегодняшние люди представляют собой музейные экспонаты. Они являют собой индивидуальные апроприации коллективных проектов прошлого. Это хорошо видно и по русскому искусству.

А что в русском искусстве изменилось со времен концептуализма, в котором этот процесс апроприации начался?

Я бы сказал, что ничего особо не изменилось ни в России, ни на Западе. Это только кажется, что все меняется. Процесс апроприации утопий просто академизируется. Например, если брать русское искусство, то разница между Кабаковым и, скажем, Жиляевым — это разница между Давидом и Энгром. В эпоху Французской революции жизнестроительный проект республиканизма выглядел свежо и был полон энергии — в частности, истребительной энергии, которая у Давида хорошо видна. А у Энгра она уже носит более формализованный, эстетизированный характер. Я бы сказал, что все искусство послевоенного периода — это академизация авангарда. Это длительный процесс. Академизация Ренессанса заняла несколько столетий. Я думаю, что академизация авангарда тоже займет столетия. Все думают, что искусство — это мода. Но искусство — это на самом деле чрезвычайно консервативное занятие, оно построено на сохранении. Мода ведь основывается на том, что вы выбрасываете вчерашнее платье, а вчерашнюю картину вы вешаете в музей. И этим все сказано.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Каскадная катастрофа Каскадная катастрофа

В чем причина экологической катастрофы на Камчатке

Наука
Нелегальный рынок табака: как государству вернуть 100 млрд рублей Нелегальный рынок табака: как государству вернуть 100 млрд рублей

У регионов есть все инструменты, чтобы успешно бороться с нелегальным табаком

Эксперт
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Молитвы, многодетство и ручной труд: как живут старообрядцы в алтайской глубинке (фоторепортаж) Молитвы, многодетство и ручной труд: как живут старообрядцы в алтайской глубинке (фоторепортаж)

Старообрядцы: 67 км от села Алтайское, село Куяча, где живут Огневы

Вокруг света
Воспитание в эпоху перемен: за что нас будут критиковать дети? Воспитание в эпоху перемен: за что нас будут критиковать дети?

Как правильно растить ребенка? Быть строгим родителем или давать полную свободу?

Psychologies
Конфликт неизбежен: как в него вступить и не пожалеть? Конфликт неизбежен: как в него вступить и не пожалеть?

Почему мы избегаем выяснения отношений?

Psychologies
Как возводят дымовые трубы Как возводят дымовые трубы

Какие мысли возникают у нас при виде дымовых труб, выпускающих в небо облака?

Популярная механика
Не по возрасту: 7 привычек, которые тебя старят Не по возрасту: 7 привычек, которые тебя старят

Заметила, что выглядишь старше своих ровесниц? Возможно, дело в твоих привычках

VOICE
Автомобили Владимира Жириновского. На чем ездил лидер ЛДПР Автомобили Владимира Жириновского. На чем ездил лидер ЛДПР

Вспоминаем разномастный автопарк Владимира Жириновского

РБК

Дэвид Фравор встречался с необычными и объектами в воздухе и в глубинах океана

ТехИнсайдер
Что произойдет, если исчезнут комары Что произойдет, если исчезнут комары

Что будет, если завтра в мире не останется ни одного комара?

Вокруг света
7 лайфхаков для стойкости парфюма 7 лайфхаков для стойкости парфюма

От чего зависит стойкость аромата и как продлить жизнь приятному запаху

VOICE
Из бомжей в миллионеры: реальные истории бездомных, добившихся успеха Из бомжей в миллионеры: реальные истории бездомных, добившихся успеха

Истории людей, которые сумели стать миллионерами сами, а не благодаря наследству

Cosmopolitan
50 лет назад на экраны вышел легендарный фильм «Кабаре» 50 лет назад на экраны вышел легендарный фильм «Кабаре»

О знаменитой ленте и судьбе ее звезды Лайзы Минелли

СНОБ
3 вопроса на собеседовании, которыми обманывают всех, 3 осторожно! 3 вопроса на собеседовании, которыми обманывают всех, 3 осторожно!

HR-специалист оценивает всё, что ты делаешь и что говоришь

Cosmopolitan
Первая it-girl и «восхитительное пустое место»: Эди Седжвик как икона стиля Первая it-girl и «восхитительное пустое место»: Эди Седжвик как икона стиля

Эди Седжвик вошла в историю как муза Энди Уорхола и первый модный инфлюенсер

Esquire
В каких странах получить ВНЖ дешевле и проще всего В каких странах получить ВНЖ дешевле и проще всего

Где в новых условиях можно получить ВНЖ и по какой программе можно переехать?

Forbes
5 продуктов, которые все считают полезными, но это не так 5 продуктов, которые все считают полезными, но это не так

Продукты, которые только "притворяются" полезными

Cosmopolitan
«После родов раздражаюсь на мужа» «После родов раздражаюсь на мужа»

Что делать, если один из молодых родителей не включается в новую роль?

Psychologies
5 вопросов об аллергии 5 вопросов об аллергии

Аллергия — болезнь, на которую не начхать

Maxim
«Дочь выросла, мужа нет, живу с мамой. Не вижу смысла в жизни, как его найти?» «Дочь выросла, мужа нет, живу с мамой. Не вижу смысла в жизни, как его найти?»

Что делать, если вас застал личностный кризис?

Psychologies
10 интересных фактов о 10 интересных фактов о

Какой путь прошла The Coca-Cola Company, прежде, чем стать популярной?

ТехИнсайдер
Свет, камера, она: продюсер Алена Акимова о том, каково быть женщиной в кино Свет, камера, она: продюсер Алена Акимова о том, каково быть женщиной в кино

Продюсер Алена Акимова — как девушкам пробиваться сквозь тернии к звездам

Cosmopolitan
Австралийцы выпустили в природу 80 лягушек вымирающего вида Австралийцы выпустили в природу 80 лягушек вымирающего вида

Литории Спенсера почти вымерли из-за грибковой инфекции и лесных пожаров

N+1
Полное лицо: можно ли исправить и как это правильно сделать Полное лицо: можно ли исправить и как это правильно сделать

Существует много способов сделать лицо более худым

РБК
Арктика стремительно тает: масштабы глобального изменения климата в 7 снимках Арктика стремительно тает: масштабы глобального изменения климата в 7 снимках

Почему и как Арктика тает?

ТехИнсайдер
Краткая история немецкого искусства XX века Краткая история немецкого искусства XX века

Судьбы трех выдающихся немецких скульпторов XX века сложились по-разному

Weekend
5 продуктов, которые поднимут вам настроение. Забудьте про чипсы и шоколад! 5 продуктов, которые поднимут вам настроение. Забудьте про чипсы и шоколад!

Если вам хочется заесть свои печали, то поднять настроение можно здоровой пищей

Популярная механика
Груди вверх! 9 шагов, которые не дадут твоей груди обвиснуть Груди вверх! 9 шагов, которые не дадут твоей груди обвиснуть

Чтобы приободрить грудь, просто используй эти девять волшебных трюков

VOICE
My Way My Way

Лиза Шакира о диалогах со Вселенной, об упертости и четком ощущении своего пути

OK!
Открыть в приложении