Кирилл Серебренников о «Петровых в гриппе» как русском «Улиссе»

WeekendЗнаменитости

«Братская могила детства»

Кирилл Серебренников о «Петровых в гриппе» как русском «Улиссе»

В прокат выходят «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова — экранизация одноименного романа Алексея Сальникова, которая в этом году представляла Россию в конкурсе Каннского кинофестиваля. Сюжет книги и фильма разворачивается в канун Нового года в Екатеринбурге и строится вокруг семьи Петровых, которые болеют гриппом. Но гриппом у Сальникова болеет сама реальность и, конечно же, язык, который ее описывает. Серебренников заражает «гриппом» не только сюжет и картинку (оператор Владислав Опельянц получил в Канне приз Высшей технической комиссии), но даже саундтрек. Граница между реальностью и фантазией тут отсутствует, а сам фильм существует одновременно в нескольких временах и стилистических пространствах. Но, при всей кажущейся запутанности, фрагментарности и коллажности, к финалу «Петровы…» оказываются довольно простым и ясным высказыванием о советском детстве и постсоветском лимбе, в котором атомизированные существа собираются в молекулы русской жизни. О своем детстве, психоделиках, комиксах и будущем сериале про Тарковского Кирилл Серебренников рассказал Константину Шавловскому.

Как и когда вам попал в руки роман Сальникова?

Я всем говорю, что мне его принес продюсер Илья Стюарт и попросил написать сценарий для Hype Film. Но на самом деле я прочитал роман «Петровы в гриппе» раньше, очень обрадовался, и «Гоголь-центр» договорился с Сальниковым на получение прав на постановку. То есть сначала появилась идея поставить «Петровых…» на сцене, а уже потом ко мне пришел Илья и предложил написать сценарий. И я стал писать сценарий для фильма, который вообще-то не собирался снимать.

А кто его должен был снимать?

Они хотели искать режиссера после того, как сценарий будет готов.

В каннской рецензии The Film Stage, кстати, написали, что «Петровы…» выглядят как экранизация книги, маркированной «не пригодна к постановке».

А я как раз хотел доказать, что этот текст и сценичен, и годен для экранизации. Я считаю, что такого рода книги — богатые, многоуровневые, очень яркие, мощные, которые засасывают тебя в свою воронку,— как раз очень хороши для кино и театра. Сколько людей прочитают Сальникова, столько фильмов и будет снято, столько спектаклей и поставят. Богатый текст.

Был какой-то момент, когда вы поняли, что хотите сами ставить этот сценарий?

По-моему, ребята из Hype Film просто не нашли режиссера. Был сценарий, он всем понравился, но режиссер все не находился, а у меня некоторым образом изменились жизненные обстоятельства, и я сказал: ну давайте я, что ли, попробую его снять.

В интервью вы говорили, что поначалу снимали между судами. Абсурд фильма и абсурд процесса как-то рифмовались у вас внутри? Эта рифма предполагалась?

Вообще нет. Я про это не думал совершенно. Я думал о том, как снять ту или иную сцену, как придумать тот или иной эпизод. Но совершенно точно, что мне этот фильм помог выжить в тяжелых жизненных обстоятельствах. Этот фильм непростой, но он так легко снялся на самом деле! Вообще чудо, что мы его сделали.

Но эти тяжелые жизненные обстоятельства, с вашей точки зрения, отразились на экране?

Я не знаю. Сложные жизненные обстоятельства довольно часто становятся топливом для искусства, но, конечно, ни тюрьма, ни смерть близких не становятся от этого чем-то менее ужасным. Достоевский стал Достоевским, потому что пережил гражданскую казнь и возможность расстрела. Я даже хочу когда-нибудь снять про это фильм или спектакль поставить: «Казнь Достоевского». Интересный сюжет.

Я читал много критики, и «Петровых…» бесконечно с чем-то сравнивают. От «Бартона Финка» до «Хрусталев, машину!», даже «Романс о влюбленных» Кончаловского вспоминают. А прозу Сальникова ставят на полку где-то между Сологубом и Сорокиным. Вам какие-то из этих сравнений близки?

Я не хочу мыслить такими категориями. Тяжело себя ставить на какие-то полочки. Мы когда-нибудь, конечно, все будем лежать на полочке в морге, но как-то лучше об этом не думать. А на кого это похоже или с чем это можно сравнить... Ну не знаю, для меня это довольно личный фильм, он требовал воспоминаний о детстве, он требовал каких-то очень личных тактильных ощущений. Фильм, может быть, не очень даже похож на роман, но точно то, что роман стал провокацией, триггером, поводом подумать о чем-то своем и снять этот фильм.

В «Петровых…» есть герой, которого можно назвать вашим альтер эго?

Так устроена и проза Сальникова, и мой сценарий, что мы как читатели или зрители должны «влипнуть» во всех персонажей. Мы «влипаем» в первую очередь в слесаря Петрова, хотя это трудновато сделать, потому что он — зеркало, смутный объект, такой черный ящик.

Проводник?

Да, он проводник, поэтому он немножко «человек без свойств». И это очень трудно играть, мы с Сеней Серзиным об этом много говорили. Петров — это такой «персонаж-вычет». Но все равно мы в него как-то погружаемся. Он и есть главное НЛО — этот Петров, очень странный, не очень возможный, немножко несуществующий. Такой в чем-то интеллектуальный конструкт: автослесарь, рисующий комиксы, жена-маньячка, странный ребенок, есть он, нет его, он где-то между жизнью и смертью, в каком-то лимбе находится и совершает переход из ниоткуда в никуда. Русский «Улисс». Но можем ли мы «влипнуть» в Петрова, принять его точку зрения? Не знаю, посмотрим. Наш зритель, наверное, будет вспоминать свое детство и всех этих зайчиков и снежинок, и в этом смысле история Снегурочки и все, что с этим связано, может быть более понятна и обаятельна. А западный зритель вообще же не поймет ничего, для них Новый год — это что-то совсем другое. Кто такая Снегурочка, кто такой Дед Мороз, что такое эти снежинки и зайчики, эти маски и детские колготы? Для них — ничего.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тимоти Шаламе Тимоти Шаламе

Правила жизни актера Тимоти Шаламе

Esquire
Трудоголик, зануда и ревнивец: всё о знаках зодиака стихии Земли Трудоголик, зануда и ревнивец: всё о знаках зодиака стихии Земли

О знаках стихии Земли

Cosmopolitan
Manchzz Manchzz

Первое интервью певицы Manchzz: о псевдониме, карьере и аккаунтах в соцсетях

ЖАРА Magazine
Грамота, которая нашлась дважды Грамота, которая нашлась дважды

История берестяной грамоты, найденной 70 лет назад и пропавшей на полвека

N+1
Кофе со сливками Кофе со сливками

Двадцать лет назад в Москве открылась первая «Кофемания»

Tatler
Сигналы Starlink и высотомер использовали для геолокации с точностью в несколько метров Сигналы Starlink и высотомер использовали для геолокации с точностью в несколько метров

Сигналы интернет-спутников Starlink можно использовать для геолокации

N+1
Красота требует жертв? 8 неприятных, но очень эффективных бьюти-процедур Красота требует жертв? 8 неприятных, но очень эффективных бьюти-процедур

Ради идеальной внешности девушки готовы терпеть настоящую боль

VOICE
Как фильм «Эта дурацкая любовь» за десять лет стал антииллюстрацией мужской моды, но остается руководством по стилю Как фильм «Эта дурацкая любовь» за десять лет стал антииллюстрацией мужской моды, но остается руководством по стилю

Чему можно поучиться у героев фильма «Эта дурацкая любовь»

Esquire
Выпить за науку Выпить за науку

Ученые вывели важные правила получения идеальных напитков

Вокруг света
Хвостик на контроле. Скандалы из-за «внешнего вида» школьников напоминают взрослым о базовых свободах Хвостик на контроле. Скандалы из-за «внешнего вида» школьников напоминают взрослым о базовых свободах

Школьные скандалы из-за «внешнего вида учащихся» стали нормой для начала осени

СНОБ
«Увидимся в суде». Как ведутся дела о врачебной халатности и почему родственники умерших пациентов соглашаются на компенсации, не дожидаясь разбирательства «Увидимся в суде». Как ведутся дела о врачебной халатности и почему родственники умерших пациентов соглашаются на компенсации, не дожидаясь разбирательства

Отрывок из книги «Неидеальная медицина» о врачебных ошибках

СНОБ
Страх неизвестности Страх неизвестности

Как решиться на перемены и не пожалеть об этом

Лиза
Почему мы соглашаемся на посредственные отношения Почему мы соглашаемся на посредственные отношения

Пока мы не решим наших личных проблем, здоровые отношения нам не светят

Psychologies
Хеви-метал, стадионные гимны, лебединая песня: 5 важнейших альбомов Queen Хеви-метал, стадионные гимны, лебединая песня: 5 важнейших альбомов Queen

Пять лонгплеев от Queen, повлиявших на музыкальную индустрию

Esquire
Школа в СССР и сейчас. Мы нашли 8 радикальных отличий Школа в СССР и сейчас. Мы нашли 8 радикальных отличий

Что было в школе СССР в сравнении с тем, что есть сейчас

Maxim
Зерна смысла Зерна смысла

«Не попробовал плова — не родился на свет»

Вокруг света
Девушку-подростка увезли в больницу с аппендицитом, а она начала рожать Девушку-подростка увезли в больницу с аппендицитом, а она начала рожать

Аппендицит Нади Роадс из Огайо оказался беременностью

Cosmopolitan
Разбитых сердец стало больше Разбитых сердец стало больше

В пандемию случаев синдрома разбитого сердца стало больше

Здоровье
Мой ребенок меня бьет Мой ребенок меня бьет

Что лежит в основе физической агрессии маленького ребенка

Лиза
4 HR-проблемы, которые можно решить с помощью цифровых сервисов 4 HR-проблемы, которые можно решить с помощью цифровых сервисов

Процессы управления персоналом можно быстро и недорого автоматизировать

Inc.
Снимают фильмы, закрывают лица: как звезды пытаются помочь женщинам Афганистана Снимают фильмы, закрывают лица: как звезды пытаются помочь женщинам Афганистана

Как многие знаменитости пытаются помочь афганкам обрести свободу

Cosmopolitan
Не молчи об этом: 5 вещей, о которых нужно не стесняться говорить девушке в постели Не молчи об этом: 5 вещей, о которых нужно не стесняться говорить девушке в постели

Обсуждать эти моменты во время секса — вполне естественно и нормально

Playboy
«Чувствуешь ли ты, что в чем-то до сих пор виноват?» Психолог Александр Рязанцев — о том, как пережить утрату «Чувствуешь ли ты, что в чем-то до сих пор виноват?» Психолог Александр Рязанцев — о том, как пережить утрату

Отрывок из книги Александра Рязанцева — о стадиях и способах переживания горя

СНОБ
«Делайте все медленно и вдумчиво»: как американка построила бренд стоимостью $87 млн благодаря простой заколке для волос «Делайте все медленно и вдумчиво»: как американка построила бренд стоимостью $87 млн благодаря простой заколке для волос

Основательница бьюти-бренда Kitsch — как сделать свой бизнес успешным

Inc.
Дэниел Крейг: «У кого-то другого трава всегда зеленее. Это разрушает» Дэниел Крейг: «У кого-то другого трава всегда зеленее. Это разрушает»

За 15 лет Дэниел Крейг стал символом современной мужественности

Psychologies
Почему у человечества до сих пор нет космического лифта Почему у человечества до сих пор нет космического лифта

Космический лифт мог бы снизить стоимость запуска и обезопасить пассажиров

Популярная механика
Как объединить слои в Фотошопе: 5 способов Как объединить слои в Фотошопе: 5 способов

Рассказываем, как и зачем объединять слои в проектах в Фотошоп

CHIP
Десятки миллионов продаж и минималистичный дизайн для родителей: почему переноска-«кенгуру» BabyBjörn стала популярной Десятки миллионов продаж и минималистичный дизайн для родителей: почему переноска-«кенгуру» BabyBjörn стала популярной

BabyBjörn осмыслила дизайн детских товаров так, чтобы они нравились родителям

VC.RU
Ключи от радуги Ключи от радуги

Ки-Уэст, где кошки живут в любви, сытости и удовольствии

Вокруг света
«Я родилась без вагины и сделала ее сама»: откровенный рассказ об очень личном «Я родилась без вагины и сделала ее сама»: откровенный рассказ об очень личном

Жительница Австралии Элли Хенсли родилась без вагины

Cosmopolitan
Открыть в приложении