Подделал картин на $21 млн, отсидел четыре года и живёт в Швейцарии: история фальсификатора Вольфганга Бельтракки
По собственным заверениям, Бельтракки выдал за картины известных художников около 300 собственных и заработал по некоторым оценкам $45 млн. После разоблачения, суда и тюрьмы он — успешный художник, о котором сняли фильм.
«Вредное» влияние отца
Настоящее имя Вольфганга Бельтракки — Вольфганг Фишер, фамилию Бельтракки он позднее взял от жены. Он родился в 1951 году в деревне Хёкстере, в Германии.
Отец Бельтракки был реставратором и расписывал фресками церкви. И для дополнительного заработка копировал работы Рембрандта, Пикассо, Сезанна и других мастеров.
Благодаря отцу сын в детстве приобщился к живописи и уже в 14 лет нарисовал копию работы Пикассо. По словам Бельтракки, в 17 лет он мог написать что угодно.
В школьные год он подрабатывал в стрип-баре и часто ездил на музыкальные фестивали. В 17 лет он бросил учебу, но позже поступил в Академию художеств в Аахене. Там он часто пропускал занятия, а если посещал их, то скучал, и вскоре ушёл и оттуда. Кроме того, преподаватель не верил, что ученик сам писал картины.
В конце 1960-х Бельтракки купил мотоцикл Harley-Davidson и стал хиппи. До начала 1980-х он кочевал по Европе и северной Африке. Полтора года провёл на пляже в Марокко, жил в коммуне в Испании и в плавучем доме в Амстердаме, где устраивал психоделические световые шоу в ночном клубе Paradiso.
Параллельно художник занимался живописью, его работы приняли на престижную выставку в Доме искусств в Мюнхене в 1978 году. Он также покупал и продавал картины на антикварных рынках Барселоны, Лондона и Парижа.
Я рисовал на тротуарах в центре города. В Барселоне, в одной из поездок, можно было зарабатывать 100 немецких марок (около €50) в день. Это была огромная сумма. В то время мой отец зарабатывал 800 марок в месяц. Вольфганг Бельтракки
Однажды Бельтракки купил за $250 зимний пейзаж неизвестного голландского художника 18 века. Он заметил, что картины этого периода, где персонажи катаются на коньках, стоили в пять раз дороже. Бельтракки воспользовался этим: написал несколько таких работ и, по его утверждению, продал за немалые деньги.
Вы не просыпаетесь однажды и не решаете: «Я стану фальсификатором». Конечно, окружение оказало на меня определённое влияние. Я родился в 1951 году, и мои родители принадлежали к поколению, которое дважды предавала политическая элита.Моему отцу, который не был членом партии, во время Второй мировой войны пришлось сражаться на нескольких фронтах, и он провёл много лет в плену. Моя семья потеряла дом, была в долгой эвакуации в Тевтобургском лесу. Всё это заставило мою мать задуматься: всегда ли будут две правды? Она стала бездействующим анархистом, а я вырос «фриком», которого не заботило устоявшееся общество 60-х.Моими средствами выражения были нонконформистская одежда, нонконформистское поведение и нонконформистское искусство. Вольфганг Бельтракки в интервью The Forest Magazine в 2017 году
В 1981 году Бельтракки попробовал устроиться на постоянную работу. Он открыл в Дюссельдорфе фирму по торговле искусством Kürten & Fischer Fine Arts GmbH. Его партнёром стал продавец недвижимости. Бельтракки ездил по Европе и покупал картины по привлекательной цене для перепродажи.
Мне пришлось сидеть без дела в офисе, и я очень быстро понял, что ненавижу это. Вольфганг Бельтракки
Вскоре его вытеснили из дела, обвинив в убытках из-за покупки картин на аукционе, в «опрометчивой распродаже картин по заниженной цене» и в «грубом пренебрежении обязанностями управляющего директора». Чтобы решить финансовые трудности, Бельтракки сосредоточился на подделках.
Не копии, а новые произведения
Бельтракки не копировал существующие работы. Вместо этого он изобретал новые, которые по стилю совпадали с картинам подделываемого художника. Также он воспроизводил их по названиям, которые числились в списках картин мастеров, но считались утерянными. Было важно, чтобы не было и изображений этих работ.
Я писал картины в единственном экземпляре и никогда не копировал их, это всегда были уникальные произведения, связанные с определённым контекстом и периодом, выполненные в определённой технике, с опредёленным нарративом. Круг моих покупателей ограничивался приблизительно дюжиной больших дилеров и аукционных домов, я не продавал работы частным лицам. Вольфганг Бельтракки в интервью The Art Newspaper в 2018 году
После расхождения с партнёрами Бельтракки подделывал не старых мастеров, а французских и немецких художников начала 20 века — для них было легче найти рамы и оригинальные пигменты.
Специализацией Бельтракки стали работы в стиле немецкого экспрессиониста Йоханнеса Мольцана. В 1980-е годы он продал около дюжины «Мольцанов» на $45 тысяч. Одну из картин купила вдова самого художника.
Я создавал подделки «волнами» в зависимости от того, требовались ли мне деньги. Я мог писать десять работ в месяц, а потом шесть месяцев ничего не делать. Вольфганг Бельтракки
Более поздняя группа подделок 1980-х — работы другого немецкого экспрессиониста Генриха Кампендонка, которого нацисты осудили как художника-дегенерата. В 1980-е годы искусствовед Андреа Фирмених готовила полный каталог работ Кампендонка вместе с сыном художника. Позже Бельтракки признался, что пять или шесть его подделок попали в каталог, а Фирмених приняла их за оригиналы.
В 1980-е Бельтракки познакомился с Отто Шульте-Келлингхаусом, который стал его деловым партнёром и напарником в сбыте подделок. Вместе они придумали историю происхождения картин Бельтракки: дедушка Отто, портной Кнопс покупал картины в 1920 годах у арт-дилеров, во времена нацистов спрятал их и оставил внуку большую коллекцию.
«Бонни и Клайд в мире искусства — только с карандашами»
Встреча с Хеленой
Фальсификация Бельтракки достигла особых масштабов после встречи с будущей женой Хелен Бельтракки в 1992 году. Она работала в кинопроизводственной компании и от случая к случаю торговала антиквариатом.