Кто создал одну из самых популярных мобильных игр в мире – Cut the Rope

GQСобытия

Вы просто обязаны знать историю успеха братьев Ефима и Семена Воиновых

Они создали, например, одну из самых популярных мобильных игр в мире – Cut the Rope. Как это произошло, рассказывает в своей книге «Время игр!» наш колумнист Андрей Подшибякин

w800.jpg

«Путешественники в будущее»

Cut the Rope, 2010

Ни одна русская мобильная игра до Cut the Rope не добивалась такого успеха, – после, строго говоря, тоже. Это первая в истории игра на iOS, получившая английский игровой «Оскар» BAFTA Award. Важнейший приз Apple Design Award, который Apple вручает авторам самых прорывных программ и приложений для своих устройств. Агрегированную оценку прессы 93/100 на сайте Metacritic – такой же рейтинг, например, у общепризнанной нинтендовской классики Super Mario 3D World. Почти универсальную любовь мировой прессы: Gamespot, IGN и другие крупнейшие издания осыпали ее эпитетами «изобретательная», «свежая», «великолепная» и даже «милая» (последнее благодаря монстрику Ом Ному, о котором мы поговорим ниже). Если у вас был смартфон в начале 2010-х, вы почти со стопроцентной вероятностью играли в Cut the Rope: вместе с продолжениями и дополнениями ее установили больше миллиарда раз.

Рассказывает один из двух создателей феноменально успешной во всем мире игры Семен Воинов: «Сначала никакой студии в полном смысле этого слова не было. Были я и мой брат Ефим, и мы в свободное время пробовали делать какие-то проекты. У этого должно было быть какое-то название, и мы придумали слово ZeptoLab, – если честно, мы не сильно заморачивались. Сначала нашли свободное доменное имя в зоне .com, а дальше подогнали: zepto – это математическая степень чего-то очень маленького». Зепто – это одна сикстиллионная, тысяча в минус седьмой степени. Про «лаб» понятно – общепринятое англоязычное сокращение от «лаборатории». «Нам хотелось подчеркнуть, что это что-то клевое, экспериментальное и какие-то классные штуки в этом варятся».

Шел 2008 год. Смартфонам в современном понимании слова еще только предстояло появиться, зато мощнейшие обороты во всем мире начал набирать Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). В своем сегодняшнем виде и, так сказать, общественно-политическом статусе эта соцсеть не имеет почти ничего общего с собственной версией одиннадцатилетней давности, – достаточно сказать, что тогда она не поддерживала никаких медийных форматов, кроме текста и фотографий. Еще в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) не было игр. Семен: «Первые достаточно примитивные приложения уже начали появляться, и мы тоже начали пробовать делать простые социальные штуки – опросы и так далее, но большим успехом они не пользовались». Воинов вспоминает одно из таких приложений под названием Personality Cocktail («Коктейль личности»): «Там твои друзья говорят, на какой алкогольный напиток ты похож, а потом в зависимости от того, в каких пропорциях и сколько друзей ответили, тебе выдавался список ингредиентов, из которых в теории можно было приготовить свой личный коктейль. В реальности получилась бы ужасная гадость!» Времена тогда, как видим, были довольно простыми. Онлайн-развлечения тоже.

«Из этого, в общем, ничего не получилось, но мы с Ефимом к тому времени уже довольно долго работали над мобильными играми». Про вышедший годом ранее первый айфон тогда никто толком ничего еще не понял, но в ходу были миллионы телефонов предыдущего поколения, считавших себя мультимедийными, – старшие модели Nokia, Sony Ericsson, Motorola и других инновационных брендов, названий которых сегодня уже почти никто не помнит. «Это были маленькие экранчики, 128 на 128 пикселей, и игра весом сто килобайт должна была туда поместиться. Бизнес был очень сложный из-за бессчетного количества девайсов, на которые нужно было портировать игры, но это было интересно. Челлендж ограничений стимулировал креатив». Это очень важное замечание, потому что ограничения существуют на все и всегда. Даже будущие монструозные игровые системы Microsoft и Sony будут на шаг позади того, что захотят показать разработчики игр. Скажем даже так: любая технология всегда будет на шаг позади того, что хотят уместить в нее визионеры. «Я активно занимался пиксель-артом, мне эта тема до сих пор нравится; Ефим программировал. Мы работали одно время в Москве, потом я уехал в Финляндию и какое-то время работал там в компании Digital Chocolate, которая тоже занималась мобильными играми». Примечательно, что Digital Chocolate основал неутомимый игровой предприниматель Трип Хокинс, создавший в свое время (многомиллиардную) Electronic Arts и (провальную, но передовую для своего времени) The 3DO Company. В девяностые был момент, когда казалось, что Panasonic 3DO – приставка будущего, ничего даже близко похожего на которую нет и не предвидится. Потом Sony выпустила первую PlayStation, и будущее резко изменилось.

Как бы там ни было, Семен Воинов проработал в финском офисе Digital Chocolate около трех лет – к этому времени iPhone занял в общественном сознании (и карманах) всего мира место, которое закреплено за ним и сегодня. Начали появляться мобильные игры в их плюс-минус сегодняшнем понимании. Семен: «Сначала даже были игры для iPod, помнишь такое? Поначалу в них мало кто верил, да и я сам с большим скепсисом относился. Поначалу все смеялись над тач-экраном, потому что как же это так – без кнопок?! Кнопки ведь абсолютно необходимая вещь, чтобы набирать текст не глядя на экран». Человечество, впрочем, моментально смирилось с отсутствием кнопок и сегодня с трудом понимает, зачем они вообще нужны.

Тем временем Семен и Ефим стали смотреть на iPod Touch и iPhone как на потенциальные игровые платформы. «Мы выяснили, что разработка для них требует гораздо меньше усилий! Технически и графически это были более сложные игры, больше цветов на экране, сам экран большого размера, но устройства были для того времени очень мощные».

Вмещать игру в монохромный экранчик размером со спичечный коробок больше не требовалось.

Исчезла еще одна проблема: «Раньше продажи мобильных игр работали через локальных операторов связи, это был кошмар – в каждой стране должны были быть свои контакты, нужно было их найти, договориться, чтобы они игру у себя разместили. Apple совершили революцию – они создали открытую платформу». Воиновы поняли, что в новой модели будущего, созданной Apple, для разработки игры не нужна большая студия и маркетинговые усилия: «Даже вдвоем с братом мы могли что-то сделать».

Помогло и то, что в России в сторону мобильных игр на тот момент почти никто из разработчиков всерьез не смотрел. Для братьев Воиновых, впрочем, это была органичная история: «Мы всегда любили гаджеты и еще до появления смартфонов программировали игры для портативных компьютеров, КПК. Помнишь такие?» Как и Panasonic 3DO, Palm и другие КПК были перспективной историей, появившейся не вовремя. Вместо Sony их стремительно отправила в небытие компания Apple. «Не могу говорить за Ефима, но чисто в творческом плане мне всегда нравились компактные проекты. Всегда параллельно с нами в России существовала индустрия ААА-игр: «Аллоды», то, чем Nival занимался, и так далее. Когда я говорил моим друзьям и знакомым, что делаю мобильные игры, они отвечали: «А настоящими играми не хочешь заниматься?» Этот странный снобизм по отношению к мобильным играм действительно существовал в России всегда – и не сошел на нет по сей день, несмотря на популярность World of Tanks Blitz, Fortnite и, собственно, Cut the Rope. Воинов: «Мне, наоборот, всегда нравилось, что когда я делаю мобильную игру, над ней работает не триста человек, а я как художник отвечаю не за три текстуры одного персонажа. В разработке мобильных игр уровень творческого контроля, гармонии и, я не знаю, консистентности, которой можно достичь в таком формате, мне всегда нравился. Это такой миниатюризм: возможность взять что-то небольшое, но сделать это максимально хорошо. Для меня, знаешь, мобильная разработка – это еще и способ противостояния прокрастинации, потому что когда ты делаешь огромный проект, который разрабатывается три-четыре года, ты не знаешь, когда ты увидишь результат, когда оно все склеится. Это очень тяжело. А когда ты делаешь мобильную игру, ты через месяц видишь уже очень много всего».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

29 природных афродизиаков для мужчин: никаких таблеток и тот же эффект 29 природных афродизиаков для мужчин: никаких таблеток и тот же эффект

Сила природы для твоих подвигов!

Playboy
10 способов сделать подставку для смартфона своими руками 10 способов сделать подставку для смартфона своими руками

Сложно представить жизнь без смартфона, но не у всех есть подставка для гаджета

Популярная механика
На работу как на праздник На работу как на праздник

Актерам и телеведущим приходится осваивать три вида макияжа

OK!
Марта Савенко: Самурайский меч, или Как личный бренд снижает стоимость вашей компании до нуля Марта Савенко: Самурайский меч, или Как личный бренд снижает стоимость вашей компании до нуля

Нужен ли руководителю компании сильный персональный бренд

СНОБ
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Направо и прямо до утра: как давать инструкции во время куннилингуса Направо и прямо до утра: как давать инструкции во время куннилингуса

Оральный секс для девушки — это возможность лечь на спину и просто расслабиться

Cosmopolitan
Непризнанный мир Непризнанный мир

Почему планета покрывается незаживающими ранами

Русский репортер
Виктория Складчикова: «Женщины тоже имеют право шутить!» Виктория Складчикова: «Женщины тоже имеют право шутить!»

Виктория Складчикова о том, почему не стоит делить юмор по гендерному признаку

Cosmopolitan
Экстремальный ультрафиолет Экстремальный ультрафиолет

Полупроводниковая промышленность берет курс на экстремальный ультрафиолет

Эксперт
Попробуйте почитать эротические журналы Попробуйте почитать эротические журналы

Я люблю порно, я его просто обожаю

GQ
В августе 1974-го: Восхождение на Эльбрус В августе 1974-го: Восхождение на Эльбрус

Восхождение УАЗа на Эльбрус

4x4 Club
Целебный кокос: маски для волос из кокосового масла в домашних условиях Целебный кокос: маски для волос из кокосового масла в домашних условиях

Как приготовить эффективные маски из кокосового масла в домашних условиях

Cosmopolitan
Главные тренды: модные женские луки осень-зима – 2019/2020 Главные тренды: модные женские луки осень-зима – 2019/2020

Модные луки на каждый день осени и зимы, которые будут актуальны в 2019 году

Cosmopolitan
Крис Хемсворт: «Я живу своей мечтой» Крис Хемсворт: «Я живу своей мечтой»

Крис Хемсворт о любви к серфингу и поисках баланса между семьей и карьерой

Cosmopolitan
Жизнь после «одноруких бандитов». Чем сегодня занимается бывший игорный король Борис Белоцерковский Жизнь после «одноруких бандитов». Чем сегодня занимается бывший игорный король Борис Белоцерковский

Игорный бизнес сделал Бориса Белоцерковского мультимиллионером

Forbes
«Они сложные люди — но не злодеи» «Они сложные люди — но не злодеи»

Режиссер Борис Хлебников — о своем погружении в «мир погон»

Огонёк
#пронауку: почему исследования о вреде красного мяса неубедительны #пронауку: почему исследования о вреде красного мяса неубедительны

Исследователи предприняли попытку реабилитировать репутацию красного мяса

РБК
«Половина наших покупателей — миллениалы»: президент Cartier о шеринг-экономике и новом поколении потребителей люкса «Половина наших покупателей — миллениалы»: президент Cartier о шеринг-экономике и новом поколении потребителей люкса

Президент Cartier о том, как мир меняет каждого из нас

Forbes
В России создали новое средство для лечения заражения крови В России создали новое средство для лечения заражения крови

Резиденты МГУ разработали уникальное средство для борьбы с сепсисом

Популярная механика
7 эксклюзивных рецептов шотов, которые зайдут на любой тусовке 7 эксклюзивных рецептов шотов, которые зайдут на любой тусовке

Сейчас мы прокачаем твой скилл бармена

Playboy
Дакота Джонсон отметила свое 30-летие с бывшей женой бойфренда Гвинет Пэлтроу Дакота Джонсон отметила свое 30-летие с бывшей женой бойфренда Гвинет Пэлтроу

Звезда трилогии «Пятьдесят оттенков серого» устроила грандиозную вечеринку

Cosmopolitan
Проект Волан-де-Морт: Марк Цукерберг запустил убийцу Snapchat Проект Волан-де-Морт: Марк Цукерберг запустил убийцу Snapchat

Новый мессенджер Threads от Facebook копирует множество функций Snapchat

Forbes
Кого нам подарила украинская «Фабрика звезд»: от Тодоренко до Барских Кого нам подарила украинская «Фабрика звезд»: от Тодоренко до Барских

Однажды они «круто попали на ТВ» и покорили своим талантом миллионы слушателей

Cosmopolitan
Зубная паста – каждому своя Зубная паста – каждому своя

Стоматологи не рекомендуют покупать одну пасту для всех членов семьи

Здоровье
Пройти по черте Пройти по черте

Отрывок из книги Мишель Обамы «Моя история», посвященный ее отношениям с модой

Vogue
Как жить с хронической болью Как жить с хронической болью

Никому из нас не нравится болеть, но что делать, если болезнь вылечить нельзя

Psychologies
Культурный слой Культурный слой

Так ли далеко новые нормы общения ушли от правил классического этикета

Grazia
К эндокринологу! 10 признаков того, что у тебя заболевание щитовидной железы К эндокринологу! 10 признаков того, что у тебя заболевание щитовидной железы

По статистике, заболеваниями щитовидной железы чаще страдают женщин

Cosmopolitan
Новый Новый

Google представил ряд обновленных и совсем новых продуктов в своем ассортименте

Популярная механика
Коммерческий директор Renault: «Половина клиентов выбирает топ-версии» Коммерческий директор Renault: «Половина клиентов выбирает топ-версии»

Коммерческий директор Renault о подписке на автомобили и других трендах рынка

РБК
Открыть в приложении