Вуди Аллен на Новый год: исповедь неудачника под бой курантов
В последний день 2020 года в российский прокат выходит новый фильм Вуди Аллена «Фестиваль Рифкина» с Уоллесом Шоуном, Джиной Гершон и Луи Гаррелем в главных ролях. Самые преданные любители Аллена смогут даже встретить полночь 1 января на спецпоказе фильма в кинотеатре «Октябрь» в Москве. Остальным предлагаем рецензию Гордея Петрика, по просьбе «Сноба» посмотревшего это образцовое кино о маленьком человеке.
Наверное, просто бестактно было бы объяснять, в чем изюминка фильмов Аллена. Хотя бы потому, что это многократно проделывали еще полвека назад люди, которые с большей серьезностью, чем я, относятся к киноведению. Его комедии и впрямь не меняются с «Энни Холл», и жанр легкого фильма о любви в современном мире — лучший жанр, в котором Аллен пока поработал в жизни. В начале нулевых он зачем-то бросил это дело и пустился в искания, вернувшись к изящному эпигонству Антона Чехова, что, увы, далеко не всегда заканчивалось адекватными масштабам режиссера результатами. Но совсем недавно, когда ему было уже за 80, Аллен все же вернулся к тому, что получалось у него лучше всех, — комедиям о маленьком человеке.
Метод Аллена с того момента не изменился, а сомнительные поиски новых форм бесследно прошли, словно их вовсе не было. В «Дождливом дне в Нью-Йорке» он снял моднейших 20-летних актеров Эль Фаннинг и Тимоти Шаломе, как бы передавая им по наследству свои истории. Это был один из самых изысканных фильмов Аллена. Отдавая себе отчет в том, что он не может в точности отразить настроение молодых героев, режиссер сделал их ретроманами, вложив им в уста свои старые экзистенциальные рассуждения. Они сталкивались с ушедшим миром буржуазного ХХ века и, попадая в омут его интриг, познавали себя и обретали, наконец, свою сексуальность. Это происходило