Корреспондент «Вокруг света» узнал о работе пилота воздушного шара

Вокруг светаПутешествия

Заклинатели ветров

Встречать рассвет вместе с птицами, раздавать автографы и врезаться в скалы… О работе пилота воздушного шара корреспондент «Вокруг света» узнал, проплыв на аэростате в небе над Каппадокией

Текст: Екатерина Сехина

Небесные светлячки

Утро в национальном парке Гёреме начинается с рева десятков газовых горелок. В предрассветных сумерках над землей вспыхивают гигантские лампочки — разноцветные воздушные шары огнем освещаются изнутри. Все готово к старту, и пассажиры перебираются через полутораметровый борт плетеной корзины. Восемь человек слева, восемь справа. Посередине — четыре газовых баллона, на которых стоит ящик с рацией и портативным GPS-навигатором. Воздухоплаватель Толга Эке из компании Royal Balloon встречает нас потоком шуток:

— Можно фотографировать, можно махать другим шарам, можно использовать наш Wi-Fi. Можно все. Но нельзя целоваться с пилотом. Хотя нет — красивым девушкам можно. Если все готовы, то полетели. Как будем приземляться, я расскажу чуть позже. Если мы с вами решим вернуться на землю.

Массивная гондола легко отрывается от земли и набирает высоту. В какой-то момент мы оказываемся в опасной близости от скалы. Кажется, вот-вот врежемся, но в последнюю минуту шар подбрасывает вверх. И перед нами открывается огненный горизонт, а в розовеющем небе — фантастическое представление: десятки разноцветных воздушных шаров, застывших на разной высоте.

Как их много! Это что, фестиваль воздушных шаров?

Да у нас постоянно такой фестиваль. В долине Гёреме уже 15 лет по утрам, если позволяет погода, поднимается в воздух около 100 монгольфьеров. Конечно, мы не летаем в дождь, туман, снег и при ветре сильнее 10 километров в час.

Дрессировщики огня

Почему вы летаете именно по утрам? Чтобы увидеть рассвет?

Рассвет — приятный бонус. Но на самом деле воздушный шар может подниматься только в холодном воздухе, а в Турции необходимые условия бывают по утрам. Днем земля нагревается неравномерно, и воздушные потоки предсказать трудно. Разве что зимой есть 10–15 дней, когда температура опускается достаточно низко, и мы можем совершить второй полет в середине дня. Так что если туристы проспят ранний подъем, то ни одного шара они в небе не увидят. Взлет мы назначаем за 40 минут до рассвета. Подготовку шара начинаем в четыре часа летом и в шесть утра зимой.

И как вы готовите шар?

Я и моя команда привозим аэростат на точку старта. Расправляем на земле оболочку, раскрываем ее с помощью холодного воздуха, для этого используются промышленные вентиляторы. Когда купол, лежащий на боку, наполняется, я захожу в него, как в огромную палатку, и проверяю, все ли в порядке, нет ли повреждений. После чего можно подавать теплый воздух, чтобы шар поднялся над землей. К этому времени как раз прибывают туристы.

А если вдруг вы пропустите при осмотре дырочку в оболочке, шар может рухнуть?

Нет, такого не случится. Даже если купол прохудится в нескольких местах, воздух будет выходить достаточно медленно, чтобы я успел «дать огня» и замедлить спуск. Тут все зависит от «длины» огня: если я долго жму на ручку горелки — мы поднимаемся, если нажимаю и отпускаю — огонь просто поддерживает нужную температуру и шар продолжает оставаться на заданной высоте. Вообще, у аэростата, как вы видите, нет ни руля, ни двигателя. Управлять им напрямую невозможно. Все, что доступно пилоту монгольфьера, — перемена высоты и поворот шара вокруг своей оси.

А для чего эти разноцветные веревки, за которые вы периодически дергаете?

«Веревки» — это фалы клапанов, помогающие выпустить горячий воздух из купола. Например, красный и красно-белый фалы отвечают за центральный парашютный клапан. Когда я выпускаю через него воздух, аэростат теряет высоту. Красно-белый фал оттягивает клапан, но тот возвращается на место, стоит фал отпустить. Вот попробуйте. Чувствуете, сколько для этого требуется сил? Красный фал — для аварийной посадки — открывает парашютный клапан полностью. Он используется при наполнении и укладке шара. Его крепление я проверяю в первую очередь, когда готовлю шар к полету. С помощью боковых клапанов я заставляю аэростат поворачиваться: черный фал открывает левый клапан, зеленый — правый. Это никак не помогает при передвижении, зато дает возможность туристам все рассмотреть.

Укротители стихии

До земли 700 метров: отсюда песочного цвета скалы кажутся складками на лоскутном одеяле. Висящие над ними яркие аэростаты с корзинами, полными туристов, медленно поворачиваются вокруг своей оси.

Как же тогда пилот заставляет воздушный шар двигаться по заданной траектории?

Шар заставляют двигаться воздушные потоки, а я заставляю ветер работать на меня. Ведь если я не покажу туристам открыточные виды Каппадокии, они будут разочарованы. К примеру, сегодня мы увидим Розовую долину, Красную долину и долину Любви. Чтобы совершать нужные повороты, требуется все точно рассчитать. На разной высоте в воздушных слоях возникают разные ветра. Ветер похож на воду: в долине Гёреме существуют свои постоянные течения. С края долины ветер может дуть на восток, но внутри — на запад. Каждое утро мы просматриваем интернет-страницы метеорологических сайтов, чтобы иметь представление о том, что нас ждет в небе. На земле составляем примерный план полета, но он может измениться, если переменится ветер.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Накопительный вклад Накопительный вклад

В Индии по традиции инвестируют в детей, как в надежное предприятие

Вокруг света
Поезд для извращенцев и домашнее видео: 6 самых странных борделей в мире Поезд для извращенцев и домашнее видео: 6 самых странных борделей в мире

Клиенты приходят в бордели не только за сексом

Cosmopolitan
Стандарт устойчивости: что такое таксономия и какое отношение она имеет к ESG Стандарт устойчивости: что такое таксономия и какое отношение она имеет к ESG

Как работает таксономия в России и мире

Forbes
25 раз, когда хотели как лучше 25 раз, когда хотели как лучше

Самые идиотские бизнес-решения принимаются с самым серьезным выражением лица

Maxim
Люди слова Люди слова

На Гавайях «алоха» — больше чем слово

Вокруг света
Рай один на двоих Рай один на двоих

Интервью с ведущей «Доброго утра» на Первом канале Анастасией Трегубовой

OK!
Не умею отдыхать! Не умею отдыхать!

Что мешает восстановить силы и использовать отпуск по назначению?

Домашний Очаг
10 заблуждений о супружеских изменах 10 заблуждений о супружеских изменах

Cтолкнувшись с изменой, люди уверены, что понимают причины случившегося

Psychologies
Параллельная реальность Параллельная реальность

Audi A8 и Lexus LS демонстрируют подход к созданию представительского седана

АвтоМир
Гетеродинамика: тест Nissan GT-R Гетеродинамика: тест Nissan GT-R

За что Nissan GT-R получил статус культового автомобиля

Популярная механика
Едем на машине Едем на машине

Дальние поездки на автомобиле – это сплошные плюсы

Домашний Очаг
Палата номер секс Палата номер секс

Научные исследования обнаружили неожиданные целительные свойства секса

Maxim
Love is... Love is...

Ведущая «Дома-2» раскрыла «СтарХиту» секреты своего счастливого брака

StarHit
Жестокость — проблема двоих. И того, кто ее проявляет и того, кто от нее страдает Жестокость — проблема двоих. И того, кто ее проявляет и того, кто от нее страдает

О влиянии родителей на формирование детской жестокости

СНОБ
Музыка их связала Музыка их связала

Кто и как зарабатывал на любви России к красивой мелодии

Forbes
Как изменились и чем занимаются звезды «Гарри Поттера» из эпизодов Как изменились и чем занимаются звезды «Гарри Поттера» из эпизодов

Как изменились и чем занимаются звезды «Гарри Поттера»

Cosmopolitan
Мечты о Царьграде Мечты о Царьграде

Мечты о возрождении Византии исчезли вместе с монархией

Дилетант
На пьедестале: новички рейтинга знаменитостей Forbes — 2018 На пьедестале: новички рейтинга знаменитостей Forbes — 2018

В рейтинге знаменитостей появились семь новых участников

Forbes
Саша Щипин: Петля времени и очистительная кастрация. Что нужно знать о фильме «Паранормальное» Саша Щипин: Петля времени и очистительная кастрация. Что нужно знать о фильме «Паранормальное»

На экраны выходит малобюджетный и изобретательный фильм

СНОБ
Секс, расизм и пепперони: что творится в Papa John's Секс, расизм и пепперони: что творится в Papa John's

Почему в Papa John's принято унижать подчиненных и оскорблять чернокожих

Forbes
На честном слове На честном слове

«Мажор» Павел Прилучный — о цензуре, жестких проектах и диктатуре в семье

Glamour
Будьте здоровы! 25 советов путешественнику Будьте здоровы! 25 советов путешественнику

В путешествии возможны любые неожиданности, но многие из них можно предотвратить

Домашний Очаг
Jaguar I-Pace Jaguar I-Pace

Jaguar I-Pace. Еще один кроссовер из страны five o`clock?

Quattroruote
Ингеборга Дапкунайте: «Я подсознательно чувствую, что мой чемодан всегда открыт» Ингеборга Дапкунайте: «Я подсознательно чувствую, что мой чемодан всегда открыт»

Беседа писателя Александра Цыпкина и актрисы Ингеборги Дапкунайте

Esquire
Кто из российских футболистов лучше всех выглядит на поле Кто из российских футболистов лучше всех выглядит на поле

Кто из российских футболистов лучше всех выглядит на поле

Esquire
Ибицевский парк Ибицевский парк

Почему вам пора выезжать на Ибицу

Tatler
Страшная стабильность: когда будет выгодно брать жилье в ипотеку Страшная стабильность: когда будет выгодно брать жилье в ипотеку

Строительная отрасль переходит на проектное финансирование

Forbes
Солнечные очки, как в кино Солнечные очки, как в кино

12 оправ, без которых невозможно представить культовых героев

Esquire
«Утренний секс — секрет успеха в жизни» «Утренний секс — секрет успеха в жизни»

О преимуществах и роли утреннего секса в жизни партнеров

Psychologies
Проповедник Проповедник

«Отец массового туризма» — Томас Кук

Вокруг света
Открыть в приложении