«Война Анны» — фильм, который нельзя пропустить
Главный российский фильм 2018 года появится на больших экранах всего на четыре дня — с 9 по 12 мая, специально ко Дню Победы. Кинокритик Юрий Гладильщиков — о том, почему «Войну Анны» стоит увидеть каждому
Удивительно, но фильм «Война Анны» Алексея Федорченко, сценарий которого режиссер написал в соавторстве с другой серьезной фигурой российского кино Наталией Мещаниновой, только в ближайшие праздники выйдет в наш прокат. Причем на короткий срок: с 9 по 12 мая. Хотя его мировая премьера прошла на главном авторском фестивале Европы в Роттердаме еще в январе прошлого года (он главный авторский, потому что у него своя ниша: фестиваль приглашает не презираемых им голливудцев, а только перспективных режиссеров, до четырехсот человек со всего мира).
Удивительно еще и то, что «Война Анны» — отечественный кинорекордсмен. Это единственная картина за всю постсоветскую историю, которую признали лучшей за год (в данном случае — 2018-й) все три существующие в стране киноакадемии, не слишком-то ладящие друг с другом: «Ника», «Золотой орел» и академия гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон».
При этом продюсеры вообще не намеревались выпускать «Войну Анны» в прокат, ограничившись показами в музеях и на прочих небольших площадках. Но потом решили, что часть сборов пойдет на поддержку больных детей. Не много же эти продюсеры соберут на детей за четыре дня проката, если у фильма будет, как объявлено, четыреста копий, что весьма скромно.
О чем это
О шестилетней еврейской девочке, которая сумела пережить расстрел на Украине во время Второй мировой войны — мать накрыла ее своим телом. Хотите больше узнать о холокосте на Украине и не только — читайте один из самых громких романов середины 2000-х годов «Благоволительницы» пишущего по-французски американца Джонатана Литтелла.
Анна прячется там, где никто из взрослых не догадался бы и не рискнул: в здании школы, превращенном в фашистскую комендатуру. В самом здании она выбирает укрытие, которое тоже мог выбрать только ребенок, тот, что не строит дальних планов, а заботится лишь о том, чтобы его прямо сейчас не нашли: камин, который всегда могут зажечь (и это происходит, но ей везет; как и почему — выдавать не станем).