Верность как выбор: все о «новой» моногамии
Представление о том, что тело одного из супругов после принесения брачных обетов становится собственностью другого, настолько укоренилось в общественном сознании, что, говоря о верности, мы чаще имеем в виду верность тела, а не сердца. Однако сегодня, когда люди стремятся найти себя и свое место в мире, стоит расстаться с идеей верности как социальной нормы и говорить о ней, как о договоренности между взрослыми людьми, которые решили, что их союз — главная ценность, он уникален и им не стоит рисковать.
Веками считалось, что верность в браке — закон, который начинает действовать, как только супруги надевают обручальные кольца. С этого момента партнеры целиком и полностью принадлежат друг другу. Но, к сожалению, верность сама по себе еще не делает брак счастливым. Зато неверность почти наверняка разрушит союз: даже если обманутый супруг мог бы простить случившееся, социальные установки принуждают относиться к любому отклонению от нормы резко отрицательно. Измена — одна из самых больших угроз для брака.
Но, возможно, стоит посмотреть на верность и измену под другим углом. Подойти к этой теме более осознанно, перестать полагаться на вековые ритуалы и нормы и вспомнить, что там, где речь идет о любви и доверии, нет места штампам и клише.
Большинство религий настаивает на верности в браке, но, между тем, статистика говорит, что одни только нормы морали и религиозные заветы ее не гарантируют. Новый подход к браку нуждается в определении «новой» моногамии. Она основана на идее, что верность — выбор, который мы делаем вместе с супругом. О моногамии надо договариваться в самом начале отношений и подтверждать эти договоренности на протяжении всего брачного союза.
Прежде чем разбираться в том, что такое верность по договоренности, давайте уточним, что подразумевалось под верностью в условиях «старой» моногамии.
Психология «старой» моногамии
Семейный психотерапевт Эстер Перель утверждает, что моногамия уходит корнями в опыт древности. В то время по умолчанию считалось, что любовь беззаветно отдается главе семьи — без альтернатив и сомнений. Этот ранний опыт «единственности» подразумевал безоговорочное единение.
Перель называет старую моногамию «монолитной», основанной на стремлении быть уникальным, единственным для другого. Предполагалось, что на свете есть такой человек, в котором заключено все, чего хочет его партнер. Друг для друга они становились соратниками, лучшими друзьями, страстными любовниками. Родственными душами, половинками целого.