Поставит ли история уходящему десятилетию больше «лайков» или «дислайков»

СНОБРепортаж

В поисках обхода «особого пути». Чем запомнятся уходящие 2010-е

Чем запомнится уходящее десятилетие? Поставит ему история больше «лайков» или «дислайков»? Можно ли уже сейчас оценить его главные достижения или провалы или должно пройти еще время, чтобы все устоялось и дождалось адекватной оценки? Притом ведь и шкала измерений и оценок — не одна.

Георгий Бовт

684a246b60e38984248c3e9e018523681f9d1d2c783e326b95e0fa0b459e37c9.jpg
Фото: Сергей Ведяшкин/Агентство городских новостей «Москва»

Говорят, что в современной науке нет сопоставимых с недавним прошлым «прорывов», но это не так. 2010-е годы стали весьма богатыми по части успехов в познании окружающей действительности и того, откуда такая действительность произошла. Так, именно уходящее десятилетие отмечено появлением технологии «редактирования ДНК», известной как CISPR-Cas9, которая позволит уже в обозримом будущем (с горизонтом 10–15 лет) научиться лечить практически все серьезные заболевания, суля также новые возможности в биологии и даже в сельском хозяйстве.

В уходящем десятилетии ученым удалось обнаружить и практически полностью расшифровать геном древнейшего человека из рода Homo sapience. Заодно генетически подтвердилось, что далеко не все ныне живущие на Земле люди происходят именно от этого вида древних людей — до 4% людей неафриканского происхождения происходят от неандертальцев. А еще был так называемый «денисовский человек», обитавший в Азии. Он вымер, но успел скреститься с неандертальцами. Так что с человеческим «древом жизни» ясности стало побольше. Оказалось, что древнейшие люди появились на сотни тысяч лет раньше, чем считалось до этого, — примерно 2,1 млн лет назад.

Да и в вопросе, куда дальше расселяться людям, когда свою планету загадим окончательно (на фоне нараставшего в 2010-е кризиса климатических антропогенных изменений), тоже появились «перспективы»: начиная с 2009 года с помощью Кеплеровского орбитального телескопа и его аналогичного «преемника» TESS было открыто под три тысячи экзопланет, то есть тех, на которых возможна жизнь. А с помощью открытых в 2016-м гравитационных волн (их существование еще сто лет назад предположил Эйнштейн) стало возможно «слушать» дальний космос. В этом же десятилетии (в 2012 году) впервые аппарат, сделанный на Земле, «Вояджер-1», покинул пределы Солнечной системы. «Вояджер-2» сделал это в 2018-м.

Помимо этого, в качестве важнейшего достижения десятилетия стоит отметить открытиебозона Хиггса (2012 год), можно сказать, последнего недостававшего «кирпичика» мироздания. В 2016 году удалось произвести ребенка от трех родителей — одного мужчины и двух женщин, «собравших» одну оплодотворенную яйцеклетку.

Печально, впрочем, что отечественные ученые за прошедшие десять лет не могут похвастаться громкими научными открытиями, российская наука еще дальше отодвинулась на обочину мировой. Мы, еще сравнительно недавно передовая в научном плане держава, прозябаем на десятых ролях, погрузившись в болото подчас совершенно местечковых проблем и стремясь еще глубже, идя в будущее с вечно повернутой назад головой. Эта обращенность в «славное прошлое», в архаику во многих сферах жизни в уходящем десятилетии заметно в нашей стране усилилась. Впрочем, во многих других странах тоже многие захотели «к истокам», оказавшись кто с Трампом, кто с Брекзитом, кто с правыми, а кто и с исламскими  фундаменталистами у власти.

Почему черные дыры — самые страшные объекты во Вселенной Почему черные дыры — самые страшные объекты во Вселенной

В черных дырах нарушаются законы физики, но это не самое страшное

Дым отечества Дым отечества

Декоратор Ирина Дымова оформила домашний спа

AD
5 ситуаций, когда не стоит сохранять брак 5 ситуаций, когда не стоит сохранять брак

Мы жили в плену иллюзий, а на деле мы совсем разные люди

8 фактов о фильме «Молчание ягнят» 8 фактов о фильме «Молчание ягнят»

В 1991 году на экраны вышел фильм, который получит «Оскары» и будет всеми любим

Счета за электричество: как светофор превратился в ловушку для водителей Счета за электричество: как светофор превратился в ловушку для водителей

Негаснущая стрелка на светофоре превратилась в ловушку для водителей

Как выбрать лучший эллиптический тренажер для дома: полезные советы по выбору Как выбрать лучший эллиптический тренажер для дома: полезные советы по выбору

Расскажем обо всех нюансах эллиптических тренажеров и предложим лучшие модели

4 вопроса (и ответа) о подушках безопасности 4 вопроса (и ответа) о подушках безопасности

Первые эйр-баги появились в начале 70-х

Жестко выстроенная вертикаль: как, по версии следствия, братья Магомедовы расхищали 11 млрд бюджетных рублей Жестко выстроенная вертикаль: как, по версии следствия, братья Магомедовы расхищали 11 млрд бюджетных рублей

Магомедовы выстроили на базе группы «Сумма» преступное сообщество

Холод против гаджета: почему смартфоны отключаются зимой Холод против гаджета: почему смартфоны отключаются зимой

Почему на морозе даже полностью заряженное устройство разряжается и выключается?

Бумажная броня картонных линкоров Бумажная броня картонных линкоров

Японский скульптор Ацуси Адачи делает памятники из старых газет

Фантастические сериалы про космос: 16 лучших + «Мандалорец» Фантастические сериалы про космос: 16 лучших + «Мандалорец»

Готов бороздить бескрайние просторы Вселенной?

Playboy
Иван Сорокин: От детского сада до вуза. Как меняется эффективность частного образования в России Иван Сорокин: От детского сада до вуза. Как меняется эффективность частного образования в России

Многие родители считают, что ребенка следует обучать чуть ли не с пеленок

Идеальная пара Идеальная пара

Обувной бренд duet.by.me зарабатывает десятки миллионов рублей

Первобытное мышление: как научиться видеть знаки Вселенной Первобытное мышление: как научиться видеть знаки Вселенной

Возможно, нам следует возвращаться к глубинной сущности и доверять интуиции

Внутренняя красота Внутренняя красота

Совершенно простой дом в Майами с обширной коллекцией арт-объектов

AD
Пойдем в кино Пойдем в кино

Повторить маршруты влюбленных киногероев вполне реально

Добрые советы
Герои нового времени: главные молодые предприниматели десятилетия Герои нового времени: главные молодые предприниматели десятилетия

Основатели и основательницы самых перспективных стартапов прошедшего десятилетия

Hey, Billie! Hey, Billie!

26 января в Лос-Анджелесе состоялась 62-я церемония вручения Grammy

OK!
«Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: пять самых дорогих картин из коллекции миллиардера Петра Авена «Дорогие штучки» с Тиной Канделаки: пять самых дорогих картин из коллекции миллиардера Петра Авена

Тина Канделаки — о любви банкира Петра Авена к русскому искусству

Члены королевских семей, которые добровольно отказывались от статуса Члены королевских семей, которые добровольно отказывались от статуса

Кто из представителей монархии складывал с себя полномочия

Cosmopolitan
Малала Юсуфзай, Грета Тунберг и еще 7 детей, которые изменили мир Малала Юсуфзай, Грета Тунберг и еще 7 детей, которые изменили мир

Дети и подростки, которые смогли повлиять на жизнь общества и культуру

В горном краю В горном краю

Архитекторы создали уютную современную загородную виллу на Алтае

SALON-Interior
Токсичность в коллективе: как распознать и обезвредить Токсичность в коллективе: как распознать и обезвредить

Какие они — токсичные сотрудники, как их распознать и вовремя «обезвредить»

Горшочек, вари! Горшочек, вари!

Китайцы уже несколько столетий самой полезной утренней едой считают рисовую кашу

Чтоб я так жил… Чтоб я так жил…

Соцсети распространили по всему миру новый «вирус» – синдром неудачника

От перемены мест ничего не меняется От перемены мест ничего не меняется

Карьерные траектории региональных элит

Огонёк
Понять и простить Понять и простить

Психологические травмы, нанесенные в раннем возрасте, сбивают ориентиры

Cosmopolitan
Это нам по зубам! Это нам по зубам!

Стоит ли прибегать к профессиональному отбеливанию, если есть домашние способы

Спасибо, что продержались. Какое наследие оставило правительство Дмитрия Медведева Спасибо, что продержались. Какое наследие оставило правительство Дмитрия Медведева

Какое наследие оставил медведевский кабинет своим преемникам в Белом доме?

Детский расизм и ложная память. Какие эксперименты над людьми проводили в XX веке Детский расизм и ложная память. Какие эксперименты над людьми проводили в XX веке