Утопия или повседневность? Почему рано говорить о метавселенных
Наверняка вы слышали о таком термине как «метавселенная». Но если вы не до конца понимаете, что это за кибер-фрукт — не отчаивайтесь. Крупнейшие технологические корпорации мира также пытаются разобраться в деталях – и стараются убедить, что уж они-то метавселенную явно построили. Откуда взялась идея metaverse, что она из себя представляет и почему пока вызывает здоровый скептицизм — расскажем ниже.
Впервые термин «metaverse» был упомянут в художественном романе Нила Стивенсона «Лавина» в 1992 году. В жанре киберпанк автор описал двойную жизнь заурядного разносчика пиццы, которому в повседневности редко улыбалась удача, однако, в кибервселенной он смог стать известным хакером и воином, на которого была возложена ответственность за спасение мира. Произведение получило хороший отклик от поклонников фантастики, но разработчики сферы развлечений не на шутку увлеклись созданием утопичной вселенной лишь недавно, практически 30 лет спустя.
Метавселенная — это концепция онлайн-экосистемы, объединяющая виртуальный онлайн-мир и оффлайн-реальность. Войти в нее можно по-разному: наиболее распространенный путь, который планируют использовать технологические гиганты – это VR шлемы, чтобы собираться на видеозвонки вместе. Однако понятие «метаверс» шире, чем просто работа с виртуальной реальностью – по сути, в контексте современного IT метаверсом может называться инфраструктура в сети, внутри которой пользователь создает свой аватар и спокойно существует, совершая действия: создает контент, меняет валюту, играет. Фактически это любой мир, созданный в сети. Но может ли любая сетевая структура называться метаверсом?
Не все то метаверс, что блестит
Метавселенная стремится к тому, чтобы стать полезной, наполненной, как и реальная жизнь. Корпорации, специализирующиеся на IT и технологиях, быстро подхватив тренд, поторопились заявить, что их продукты непременно объединяются в метаверс. Так, например, Microsoft анонсировала инновационную систему Mesh, которая с помощью VR- и AR-гарнитур позволит людям работать в команде, находясь при этом в разных точках земного шара, а также создавать 3D-модели и взаимодействовать с ними. Армия США в настоящее время работает с Microsoft над гарнитурой дополненной реальности HoloLens 2, в которой солдаты смогут тренироваться и сражаться.
Не так давно, 28 октября, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) объявил о смене названия — теперь глобальная сеть представлена как Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ). Несмотря на то, что виртуальная реальность развивается не так быстро, как нам бы того хотелось, корпорации уже вносят огромный вклад в развитие киберпространства. Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) сделала большие инвестиции (2.3 миллиарда долларов США) в виртуальную реальность — например, приобрела компанию Oculus, производящую целые линейки VR- и AR-гарнитур.