Ускорение и перестройка: зачем нужны бизнес-акселераторы
Как корпорациям использовать преимущества стартапов? Как стартапу правильно интегрироваться в крупный бизнес? На эти вопросы отвечают акселераторы.
В 2005 году Джессика Ливингстон проходила собеседование на работу в отдел маркетинга одного бостонского венчурного фонда. Фонд долго не присылал ответ, и Джессика пожаловалась на это своему молодому человеку, Полу Грэму: «Эти венчурные капиталисты всегда так долго принимают решение!» В том же году Ливингстон и Грэм запустили первый в мире акселератор стартапов Y Combinator. За следующие 10 лет по всему миру открылись 579 акселераторов, которые вложили $207 млн в 11 000 стартапов.
Изначально акселератор задумывался как место, где стартап быстро проверяет жизнеспособность своей идеи, и, если идея взлетела, приносит акселератору прибыль, а если нет — без огорчений закрывается. Фактически это было просто единое место для работы сразу многих молодых компаний.
Однако со временем понятие акселератора стало шире, и теперь под этим словом подразумевают любую программу, где стартапу тем или иным образом помогают расти. Появились акселераторы для компаний на более поздних стадиях (Growth-stage), появились программы для стартапов из разных индустрий (например, финтех или разработка hardware).
Некоторые стартапы ходят «из акселератора в акселератор» — своего рода «вечные студенты». Кому-то это дает средства для существования (каждый раз — новые транши инвестиций). Для кого-то постоянное общение с менторами является лучшей мотивацией. И для всех стартапов демо-день — это очередной шанс рассказать о себе инвесторам.
В России акселераторы в условиях незрелого рынка являются еще и образовательными институтами (ФРИИ, Generation S). Цель — выпустить как можно больше людей с представлением о том, что значит строить бизнес, тем самым наполняя экономику столь нужными ей компетенциями.
Цели корпоративного акселератора
Корпорациям, чтобы расти, нужно искать новые векторы развития. Часто внутри крупных компаний инновации встречают различные бюрократические препоны, особенно, когда новое очевидно «дизраптит» уже сложившиеся внутри подходы к решению проблем. Так крупные компании начали присматриваться сначала к модели корпоративного венчурного фонда (одним из первых корпоративных инвесторов стала компания Exxon в середине XX века), а затем к модели акселератора.
Обычно корпоративный венчурный фонд преследует одну из двух целей. Во-первых, это может быть получение прибыли. Такой фонд реинвестирует свободный капитал корпорации и не зависит от сферы деятельности самой компании. Самые успешные примеры сегодня — Google Ventures и Intel Capital. Во-вторых, реакция на инновации. Такой фонд вовремя вкладывается в стартапы, которые развивают важную для корпорации технологию. Такие фонды есть, например, почти у всех производителей автомобилей: BMW I Ventures, Volvo Group Venture Capital, Toyota AI Ventures и т. д.