Уговор дороже денег: стоит ли удерживать уходящих сотрудников
В сложные времена уход ключевого сотрудника только добавляет компании проблем и неопределенности. Первая реакция руководителя в большинстве случаев ― сохранить игрока в команде. Однако бывают ситуации, когда такая стратегия обойдется компании дороже связанных с увольнением сложностей, считает HR-директор бизнес-школы «Сколково» Сергей Спасов
Согласно исследованию Gallup, замена сотрудника может стоить работодателю полторы-две его годовые зарплаты. Компании придется потратить время на поиск и адаптацию нового члена команды, а возможно и деньги на услуги рекрутинговых агентств. Кроме того, уход ключевого игрока означает, что его рабочие задачи нужно передать другим сотрудникам, что снижает скорость работы и реализации текущих задач.
Еще один важный аспект ― увольнение члена команды влечет за собой изменение эмоционального фона коллектива. Люди в целом не любят перемены и приход нового человека становится для них дополнительной рабочей и психической нагрузкой. Не будем забывать и о том, что реакция руководства на увольнение сотрудника напрямую влияет на мотивацию остальных. Если команда увидит, что хорошего специалиста не пытаются удержать, то может интерпретировать это как безразличие компании по отношению к работникам в целом. Если же руководитель будет идти на серьезные уступки, пытаясь сохранить немотивированного работника, то остальные начнут сомневаться в начальстве, которое тратит ресурсы компании попусту. По самому худшему сценарию, эмоциональный фон в коллективе изменится настолько, что сотрудники начнут уходить массово. Что, в свою очередь, ухудшит репутацию компании на рынке труда.
Почему уходят люди
На мой взгляд, есть два главных фактора, из-за которых люди покидают компанию ― личность руководителя и уровень дохода.
Если дело в руководителе
68% сотрудников, которые не чувствуют поддержки со стороны руководства, начинают думать об увольнении. Согласно другому исследованию, наибольшее недовольство у людей вызывает несправедливое отношение на работе. За ним следует хаотичная рабочая нагрузка, нечеткие указания менеджеров, а также необоснованные дедлайны.
Несмотря на такую статистику, если сотрудник не нашел общий язык с основателем компании ― удерживать его точно не надо. Однако, если критически важный для бизнеса человек не сработался, например, с руководителем своего отдела, то есть нюансы. В этом случае задача основателя или управленца уровнем выше руководителя увольняющегося сотрудника заключается в следующем:
- Отыскать истинную причину увольнения. Это не так просто, как кажется. Часто человек уходит, так и не рассказав начальнику, что всему виной были, например, плохие отношения в коллективе. Основатель крупнейшей конференции технологического бизнеса SaaStr Джейсон Лемкин пишет: необходимо регулярно спрашивать людей, что они думают о работе, что их беспокоит. Для этого он советует еженедельно проводить встречи один на один в свободной форме с каждым членом команды. В разговоре можно использовать прямые вопросы: как я могу быть лучшим руководителем для вас? что бы вам хотелось поменять, чтобы сделать рабочую среду более комфортной?