Удивительно гиблые места: как природа возвращает отнятое человеком
От корейской границы до атомных полигонов: как опасные для людей территории становятся убежищами для дикой природы.
За краткое время своего существования человек сделался главным разрушителем на планете. Не найдется другого вида столь же инвазивного и зловредного в глобальном масштабе. Где бы мы ни появились, везде продолжается одна и та же безжалостная эксплуатация природы, одно и то же перекраивание естественной среды под себя. Время от времени это заканчивается плохо для самого человека. Техногенные катастрофы, ядерные испытания, политические конфликты делают целые районы непригодными уже для самих людей. Избегая вреда или прямой опасности для жизни, мы оставляем эти территории – и природа быстро возвращает их себе.
Такое происходит в окрестностях бывшего плутониевого завода «Рокки Флэтс» в американских Скалистых горах: чересчур загрязненные, они покинуты людьми с начала 1990-х, когда производство было закрыто. Практически не посещаются и зарастают многие участки французского национального парка Айфель, где сохранились минные поля Второй мировой. Не стоит забывать и про чернобыльскую зону отчуждения, – удивительно, что, несмотря на реальные опасности, связанные с пребыванием здесь, дикая природа в таких районах процветает.
Вред, наносимый человеком, настолько силен, что на его фоне не такими уж и значительными оказываются и противопехотные мины, и радиоактивное загрязнение. Как только снимается давления людей, живая среда быстро восстанавливается. Милитаризированные зоны, области природных и техногенных катастроф превращаются в заповедники, в национальные парки, возникшие словно бы сами по себе, не по плану, случайно. Их так и называют, Involuntary Parks – «ненамеренные», «неумышленные» национальные парки.
Этот термин придумал футуролог и фантаст Брюс Стерлинг, описывая процесс восстановления естественной среды после глобальной катастрофы, разрушившей человечество. Однако постепенно им стали называть районы, которые сделались неподходящими для жизни и деятельности человека, и в результате были снова захвачены дикой природой. Такие островки природы служат «рефугиумами» – относительно спокойными убежищами, где многие виды переживают нынешние, совсем неблагоприятные для них времена.