У кого из русских царей впервые появился придворный хор?
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/x9y/rie/bmr/thzo4nnebyctcmkeqpwbi0v/ptjmcebe.jpg?v=2&temp_url_sig=WMG54GWpF4HdhA5LK6LVXg&temp_url_expires=1738959165)
Первоначальные формы хорового пения в России и способы их записи были заимствованы из Византии еще в X веке, вместе с принятием христианства. Несколько веков профессиональная хоровая музыка развивалась исключительно в церковной среде и хоровые коллективы были приписаны к храмам и монастырям. Первый хор, «отделенный» от церкви (но все равно исполнявший прежде всего церковную музыку), был основан царем Иваном III в 1476 году как Хор государевых певчих дьяков. В коллектив входили около 30 певчих, которые сопровождали царя в поездках, пели в соборах во время богослужений и на различных придворных церемониях. А также этот хор контролировал работу церковных хоров по всей России.
Большой вклад в развитие хорового пения в России внес царь Иван IV Грозный. Из-за уничтожения скоморохов развитие самобытной инструментальной музыки в России было практически остановлено — и возобновилось уже как вторичное, подверженное влиянию западноевропейской академической музыки. В совокупности с традиционным запретом православной церкви на использование музыкальных инструментов в богослужебном пении, это закономерно привело к расцвету именно хоровой культуры в нашей стране.
Помимо этого, Ивану Грозному приписывается создание двух стихир (хоровых песнопений), которые до сих пор иногда используются в православном богослужении. А в его подмосковной резиденции в Александровой слободе располагалась знаменитая школа певчих (по сути, консерватория), из которой вышли многие крупные композиторы того времени, называемые распевщиками. Самыми именитыми из них были Иван Нос и Федор Крестьянин, будущий духовный наставник царя Лжедмитрия I, обвенчавший его с польской аристократкой Мариной Мнишек.
В 1713 году Хор государевых певчих дьяков перевели из Москвы в Санкт-Петербург и присоединили к основанному Петром I в 1701 году Придворному хору. В 1763 году хор преобразовали в Императорскую придворную певческую капеллу. Фактическим преемником ее является нынешняя Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, в состав которой, помимо собственно хора, входит также симфонический оркестр.
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/x9y/rie/bmr/thzo4nnebyctcmkeqpwbi0v/xn0dnwj7.jpg?v=2&temp_url_sig=tWNAeL5A-VAstB294-c8Vg&temp_url_expires=1738959165)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/x9y/rie/bmr/thzo4nnebyctcmkeqpwbi0v/dxhcsjcb.jpg?v=2&temp_url_sig=9GOlssh96-VZ1Y5Yfpa39g&temp_url_expires=1738959165)
![](https://cs.kiozk.ru/content/article/x9y/rie/bmr/thzo4nnebyctcmkeqpwbi0v/al5m3oks.jpg?v=2&temp_url_sig=ophOP0qnhHcEbg_46qI6Qw&temp_url_expires=1738959165)
«Культура.РФ» благодарит за вопрос Розу из города Ртищево.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl