Триумф геронтологии. Как восстанавливают старые японские внедорожники
Сегодня в линейке даже самого отсталого автопроизводителя, обязательно найдётся несколько моделей внедорожников или кроссоверов. Правда, за их волчьей внешностью чаще всего скрываются овцы, иногда даже не имеющие полного привода. Но любителям колёсной формулы 4х4 рано отчаиваться. По всему миру всё ещё катаются настоящие внедорожники, несущих в себе дух «старой школы». И за примерами, как говорится, далеко ходить не надо. Хотя мы всё-таки пошли. И довольно далеко. В популярный у российских эстрадных звёзд Майами, к ребятам из FJ Company, чтобы узнать зачем они восстанавливают Toyota Land Cruiser, выпускавшиеся больше сорока лет назад.
Побеждённые, но не сломленные
Послевоенная Япония ещё лежала в руинах, когда компания Toyota приступила к созданию своего собственного внедорожника. И в 1951 году на свет появилась Toyota BJ, с которой, кстати, даже пытались выиграть тендер на поставку автомобилей для нужд американской армии. Правда, безуспешно. Впоследствии именно эта модель получила известное сегодня имя Land Cruiser. В 1955-м вышла 20-я серия с редкой по тем временам опцией – кондиционером. В 1956 году Land Cruiser стал первой официально экспортируемой из Японии моделью, которая, начав с Бразилии и Саудовской Аравии, постепенно распространилась по всему свету. А в 1957-м Toyota снова поучаствовала в тендере на поставку машин для армии США и снова без особого успеха, но зато это помогло ей получить доступ на большой американский рынок. Следующим поколением стала 40-я серия, быстро завоевавшая популярность. В 1960 году внедорожник обзавёлся дизельным двигателем, а чуть позже появились модели FJ43 и FJ45 с удлинёнными колёсными базами, ещё более вместительные FJ45V и FJ55V, а также версия с кузовом пикап.
Именно в те времена Toyota зарекомендовала себя как производитель неубиваемых автомобилей. Двигатель F-типа объёмом 3.9 литра имел легендарную надёжность и мог без особых проблем пробежать до миллиона километров. Позднее его модернизировали и появилась версия объёмом 4.2 литра с индексом 2F. Именно двигатель определил появление буквы F в названии модели, а J – означало Jeep, что на тот момент являлось не только товарным знаком, но и типом автомобиля. В Японии FJ40 выпускалась с 1960 по 1984 год, но модель оказалась настолько популярна, что её производство продолжалось в Бразилии под именем Bandeirante («Первопроходец») вплоть до 2001 года.
Родом из детства
А вот основателями реставрационной компании FJ Company стали братья Калле. Они родились в Колумбии, где оригинальные FJ40 до сих пор служат в качестве рабочих лошадок на все случаи жизни. Их дедушка Нельсон за свою жизнь сменил всего два автомобиля, и оба были Toyota FJ40. Первый 1968 года выпуска, второй – 1982-го. На заднем сиденье дедушкиных «Тойот» братья накатали в общей сложности больше тридцати тысяч часов, что, конечно, не могло не отразиться на их мировоззрении. И когда дедушки не стало, братья вместе со своим кузеном решили полностью отреставрировать одну из его машин, доведя её до оригинального состояния. Результат так впечатлил одного из братьев, что он решил выкупить FJ и отвезти его к себе в Майами, а родственники поддержали начинание. Так появилась фирма по восстановлению классических японских внедорожников. Сегодня штаб-квартира FJ Company, объединённая с мастерской, находится в Майами, большой реставрационный цех в колумбийской Боготе, и два представительства в американских городах Даллас и Аспен.