Токсы, нарцы, перверзы: как новый язык соцсетей влияет на нашу травму
Вы несчастны в отношениях? Вполне возможно, все дело в том, что они токсичные, а ваш партнер — нарцисс, притом перверзный. Такое «простое» объяснение нередко можно получить, если обратиться в группы поддержки в соцсетях. Но не спешим ли мы с диагнозами и выводами и не усугубляют ли подобные ярлыки и без того непростую ситуацию?
Соцсети дали нам возможность не только общаться с бывшими одноклассниками и родственниками из глубинки, но и находить группы по интересам буквально в один клик. Примета нашего времени — многочисленные группы поддержки тех, кто пострадал в романтических отношениях. Там есть свои правила общения, причем обычно достаточно строгие, и даже свой сленг.
Вступив в одну из таких групп, вы определенно получите поддержку и сочувствие. Но может ли одно участие в группе излечить нас от душевных ран, полученных в результате любовных связей? И как язык, который используют участники, помогает им пережить горе, но в то же время и иногда препятствует личностному росту?
По полочкам
Введя в строку поиска словосочетание «перверзный нарцисс», мы получаем множество подробных материалов с характеристиками подобных людей. И зачастую эти описания разнятся между собой, как будто речь идет о разных людях. А есть ли в официальной психологии такое понятие, как «перверзный нарцисс»? И что вообще обозначает слово «перверзность»?
«Как такового понятия «перверзный нарцисс» в научной психологии нет, — рассказывает практический психолог Анастасия Долганова. — У Отто Кернберга, которого на сегодняшний день можно считать самым крупным исследователем нарциссизма и отцом научного языка, которым это явление описывается, есть термины «доброкачественный нарциссизм» и «злокачественный нарциссизм».
Злокачественный нарциссизм, в отличие от доброкачественного, плохо поддается коррекции и прогрессирует. Страдающий им человек крайне подозрителен, и это доходит до бреда: «Ты все делаешь для того, чтобы мне было хуже». При злокачественном нарциссизме у людей есть тенденция к нанесению себе вреда для того, чтобы наказать другого, — вплоть до самоубийства. Таких людей характеризует нечестность и прямой садизм, проявляющийся в виде ярости и презрительного торжества, направленных на другого человека.
Такого рода нарциссизм как раз характеризуется как перверзный (от термина «перверсия» — искажение, извращение). Перверзность при злокачественном нарциссизме — это склонность, пусть и не осознанная, трансформировать хорошее в плохое с помощью речи и поведения. С ее появлением любовь превращается в ненависть, добро — в зло, энергия — в пустоту.
Таким образом, перверзность — одна из характеристик злокачественного нарциссизма: тяжелого нарушения, отрицательно влияющего и на деятельность, и на здоровье, и на отношения».
Но много ли людей, обладающих подобными свойствами, находится рядом с нами? Или это скорее исключение, чем правило?
«Встречается злокачественный нарциссизм довольно редко, особенно в повседневных контактах: тот образ жизни, который ведут люди со злокачественным нарциссизмом, с большой долей вероятности приводит к их госпитализациям, тюремному заключению или смерти», — объясняет Анастасия Долганова.
На уровне
«Для более полного описания научного языка нарциссизма стоит ввести термин «уровень функционирования личности», — предлагает психолог. — Эти уровни бывают разными: невротическим, пограничным и психотическим. Они отличаются друг от друга по степени тяжести нарушения и уровня адаптации личности к окружающему миру».
Люди с невротической структурой в целом ведут себя достаточно логично, умеют отделять себя и свои чувства от окружающих и их эмоций и вообще живут «в реальности». Для них не характерно неадекватное поведение и мышление. Невротики стараются наладить отношения с миром и окружающими и способны (порой даже слишком) к самокритике.
Психотический уровень личности характеризуется потерей идентичности, отсутствием связи с реальностью. Пребывая на нем, мы не можем относиться к себе критично. Психозы, алогичное мышление и поведение, бред — все это может быть до поры до времени даже незаметно окружающим. Однако внутреннее опустошение, дезорганизация личности проявляются в жизни человека разными способами.
Пограничный уровень организации личности — промежуточный вариант между психотическим и невротическим. Его «обладателей» кидает из крайности в крайность. Несмотря на то, что у «пограничников» бывают проблемы с идентичностью, они знают, что она есть. Они не страдают бредом и галлюцинациями и сохраняют связь с реальностью, однако не могут полностью осознавать, что с ними происходит.
«Тенденции к искажению реальности будут проявляться на всех уровнях, но перверсивность характерна именно для глубоко пограничного и психотического функционирования», — дополняет Анастасия Долганова.
Имя, сестра!
Мы знаем, что диагноз может поставить только врач, который лично общается с пациентом. Однако и члены групп поддержки, и психологи нередко ставят «диагноз по аватару». Мол, чего же вы хотите, он у вас совершенно точно нарцисс. Но можно ли определить по описанию, что некто страдает тем или иным расстройством личности, руководствуясь лишь краткими описаниями?
«Только по внешним признакам — нет, по комплексному наблюдению за поведением, речью, поступками, историей жизни — да, но это непросто, — считает Анастасия Долганова. — Сейчас мы проживаем пик популярности нарциссизма, и потому все, что выглядит болезненным, неадекватным или разрушительным, получает клеймо “нарциссизм”».