Духовный мир животных
Для кого эта книга?
«Духовный мир животных» – одна из самых трогательных и проникновенных научно-популярных книг. Ее автор, Петер Воллебен, будто умеет говорить с животными и растениями на их языке. Он так внимательно и долго изучает все живое, что, кажется, раскрыл какое-то тайное древнее знание. И больше всего на свете Воллебен хочет поделиться этим знанием с остальными людьми, чтобы они научились лучше понимать природу и жить в гармонии с ней. Автор уверен, что животные полны эмоций и человек способен их понимать – стоит лишь как следует прислушаться.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Духовный мир животных» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Откройте для себя духовный мир животных.
Любой, кто когда-либо подлавливал свою собаку на краже еды с кухни, догадывался, что собаки способны испытывать стыд. Эти большие круглые глаза, полные сожаления и взгляд, который говорит «ой... извини» – вы точно такое наблюдали!
Такие примеры указывают на то, что животные могут испытывать сложные эмоции.
Но что для них стыд? Это то же чувство, что и у нас – людей? А какие еще эмоции испытывают животные? Может ли лошадь грустить? Могут ли птицы лгать? Про все это и расскажет обзор книги «Духовный мир животных». Используя научные исследования, а также свой собственный опыт Петер Воллебен объясняет, что заставляет животных жить.
Кроме того, в этих коротких статьях вы узнаете:
- о чем мечтают лабораторные крысы;
- почему петух автора книги – хитрец;
- и почему никто не исследует тихоходок.
Хотя мы не должны наделять животных человеческими качествами, теория эволюции предполагает, что у них есть схожие с нами эмоции.
Вы представляли себе, каково это – читать мысли животного? К концу этого обзора вы сможете делать это гораздо лучше. Но мы должны начать с основ. Есть некоторые подводные камни, которых следует избегать, когда речь заходит о животных и их эмоциях.
Начнем с того, что людям легче антропоморфизировать животных, то есть проецировать на них человеческие качества, которыми животные на самом деле не обладают.
Возьмем белку. У нее такие большие глаза и пушистый хвост. Она кажется достаточно безобидной. Но внешность обманчива. Белки – довольно безжалостные хищники, запросто сжирающие птенцов. Это не значит, что белки «плохие» в моральном смысле. Просто их так запрограммировали. Они ведут себя так, чтобы выжить.
То, что белки вызывают у нас эмоциональную реакцию, не означает, что мы глубоко осознаем их природу. На самом деле, это говорит больше о нас, чем о животных.
Без сомнения, люди отличаются от животных. Однако, с точки зрения эволюции, есть сильный аргумент в пользу того, что эмоционально у нас есть некоторые сходства.
В конце концов, у людей и животных есть общие предки. И это биологическое наследие формирует наши эмоции. У нас, безусловно, много общего с другими млекопитающими, особенно в структуре мозга и нервной системе.
Эти сходства говорят о том, что какие-то чувства животные могут испытывать так же, как мы, ведь эмоции в первую очередь обрабатываются в относительно эволюционно-древних отделах нашего мозга, в тех, которые одинаковы у всех животных.
Например, при родах и коза, и женщина-мать вырабатывают большое количество окситоцина – гормона-нейротрансмиттера, который связывает мать со своим потомством.
Так что, когда речь заходит об эмоциональном сознании, кажется, что между человеком и животными есть некоторые различия и некоторое сходство. Но почему все именно так?
Ценность животного зависит от его практического использования человеком.
От этого никуда не деться: мы просто не можем не судить о животных через призму человеческого опыта.
Мы различали «полезных» и «несущих опасность» животных на протяжении тысячелетий, даже если порой это не самая полезная классификация.
Улитки «вредные», потому что они пожирают наши сады. В то же время, ежи кажутся полезными, потому что они едят улиток. Собаки воспринимаются как добрые, потому что они наши защитники и спутники.
Но если мы хотим получить элементарные и объективные знания о животных, то лучше отойти от этих бесполезных категорий, потому что, к сожалению, человек по своей природе редко задумываемся об истинно духовном мире животных.
Отличный пример – свиньи! Они кажутся неприятными и глупыми, но на самом деле это умные, общительные и вполне чистоплотные существа.
Когда на территорию их группы вторгаются представители другого семейства, свиньи довольно хорошо умеют определять, не находятся ли они в тесной связи с захватчиками. Исходя из этого, они решают, вступать в драку или нет.
Кабаны также достаточно проницательны, чтобы перехитрить немецких охотников, которым приказано их отлавливать: они могут украсть наживку, не попавшись в ловушки.
Что касается чистоты, то свиньи для испражнений находят подходящие места, на приличном расстоянии от лежбища, где они спят.
На самом деле, наверное, наше отношение к свиньям таково, потому что мы уделяем мало внимания этим милым животным, даже не задумываясь о том, что регулярно их едим. Мы не хотим знать, насколько умным был бекон, который сейчас лежит у нас на тарелке.
Итак, мы должны отбросить предвзятость и осознать, что нет такого понятия, как «хорошее» или «плохое» животное.
Некоторые животные проявляют свои эмоции открыто, но есть и те, кого немного сложнее понять.
Нам легче судить о внутренних переживаниях животных тех видов, с которыми мы сталкивались на протяжении всей истории человечества.
Например, мы можем догадаться, что животное более знакомого нам вида пытается общаться. А, например, когда собака скалится, мы знаем, что лучше быть осторожным.
Человек даже может понимать эмоции лошадей. В 2015 году ученые из Швейцарской высшей технической школа Цюриха обнаружили, что лошади ржут на двух разных частотах. Одну частоту они используют для передачи положительных или отрицательных эмоций, а другую – для обозначения силы чувства.
У высших приматов средства выражения эмоций еще сложнее. Например, американский психолог Пенни Паттерсон обучила языку жестов самку гориллы по имени Коко. Коко понимала 2000 знаков и использовала еще 1000 сама.
Однако, несмотря на эти сведения, есть некоторые животные, о которых мы до сих пор ничего не знаем. Часто это происходит потому, что они слишком малы, чтобы их изучать, или они кажутся нам неинтересными для изучения.
Взять хотя бы долгоносика – нелетающего жука, обитающего в некоторых немецких лесах. Он вырастает до 2-5 мм в длину и выглядит как крошечный слон. В случае опасности долгоносик использует защитный механизм: притворяется мертвым. И это единственное, что мы знаем о долгоносиках. В конце концов, зачем нам больше знать о духовном мире этого существа? – ведь мы никак с ним не связаны.
То же самое относится и к тихоходкам или «водяным медведям», микроскопическим беспозвоночным. Их более 1000 подвидов, у них восемь ног, а тело действительно похоже на маленького медведя. Но поскольку они такие крошечные и не представляют никакой ценности для человечества, мы так и не удосужились внимательно изучить их поведение.