Риад Маммадов — как строится карьера классических музыкантов в России?

ForbesРепортаж

«Свобода определяется рамками»: как пианист Риад Маммадов переосмысляет классику

Как сегодня строится карьера классических музыкантов в России? Можно ли исполнять Скрябина и азербайджанский джаз одновременно? Насколько справедлива культура отмены? Об этом Forbes Life поговорил с пианистом и музыковедом Риадом Маммадовым

Юлия Варшавская, Екатерина Алеева

Риад Маммадов (Фото DR)

Пианист Риад Маммадов — тот редкий представитель классической музыки, который в своем творчестве выходит далеко за академические рамки. С одной стороны, он окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по специальности «фортепиано», а также теоретическую аспирантуру как музыковед, исполняет Чайковского, Шопена, Скрябина, Дебюсси. С другой — его можно увидеть, например, в «Клубе Алексея Козлова» играющим колоритный, сложный и наполненный древней культурой азербайджанский джаз-мугам. Любовь к гибридным формам и экспериментам не удивляет: как рассказывает сам музыкант, на его карьеру и взгляды серьезно повлияли проекты и дружба с другим революционером в классических жанрах — дирижером Теодором Курентзисом, а также его братом Вангелино.

Весной 2020 года музыкант записал мини-альбом Surrogate dreams II с произведениями Чайковского, Шопена и Дебюсси и сингл в жанре джаз-мугам «В ожидании Азизы», а в июне 2021 года представил EP I Hope This Night Will Never End, куда вошли его фортепианные пьесы. В январе 2022 года Риад Маммадов дал сольный концерт в Пушкинском музее, произведения из программы которого были выпущены отдельным альбомом. В августе 2022 года Маммадов представил новую программу под названием «Скрябин, джаз и мугам», а 10 сентября сыграет мировую премьеру своей собственной «мугам-сюиты» в Красноярской краевой филармонии. Услышать музыканта в столице можно в Московской филармонии 22 сентября.

В интервью Forbes Life Риад Маммадов рассказал о проблемах современного музыкального образования, знакомстве с братьями Курентзисами и рокерском отношении к классике.

Риад Маммадов (Фото DR)

— Как и почему ты выбрал музыку своей профессией? Какое ты получил образование?

— Я не чувствую, что это моя профессия. Профессия ограничивается рамками деятельности, в музыке они, конечно, тоже есть, но более условные. Скорее это образ жизни. Я всегда, с самого детства, чувствовал себя в нем достаточно комфортно, поэтому не делал какой-то серьезный внутренний выбор в 14-15 лет, и он не стал для меня большим решением размером с китайскую стену. Просто все больше и больше ты погружаешься в музыку будто в воду, и твоя жизнь постепенно меняет свою форму, подстраивается под это погружение.

— Насколько этот образ жизни к тебе перешел от родителей? Ты рассказывал, что они художники и что у вас очень демократичная семья.

— Мне сложно сказать, насколько это от родителей, я ведь не рос в другой семье, не был в другой ситуации. С детства я наблюдал, как все воспринимают художники и их окружение, в котором, конечно, музыкантов и артистов было гораздо больше, чем финансистов или физиков. И, наблюдая, начинал примерять на себя. У нас дома всегда царила атмосфера творческой свободы, но это никак не отменяло часов, которые нужно было проводить за инструментом каждый день, пока друзья во дворе гоняли мяч. Моя семья достаточно демократичная, они приветствовали любые мои решения. Я рисовал, увлекался фотографией. Музыка была для меня местом, где я чувствовал себя самим собой, где мне было просто хорошо. Впоследствии она стала для меня и местом утешения, где можно было не скрыться от переживаний, а понять и осмыслить их. Я просто не мог не заниматься ей, потому что без музыки мне становилось плохо — не только духовно, но и чисто физически.

— В какой-то момент у тебя был выбор — получить высшее образование в России или уехать, например, в Берлин. И ты выбрал Россию. Расскажи, почему ты тогда принял такое решение и не жалеешь ли сейчас об этом?

— Русская фортепианная школа — лучшая в мире. В нашей музыкальной ДНК живут традиции венских классиков, романтиков, постромантиков — Бетховена, Листа, Шопена. Мы смогли унаследовать их ценности и находились на расстоянии нескольких рукопожатий от этих людей. И мне хотелось все это почувствовать, понять и попытаться добраться до сути. Большое значение имеет всегда наслушанность уха. Она формирует частоты твоего сердца и настраивает духовные антенны, и тогда ты понимаешь, что тебе близко, а что нет. Я слушал записи в исполнении Горовица, Рихтера, которые вроде бы играли одно и то же произведение, но какие это были разные прочтения. В детстве я никак не мог понять, в чем эта разница, и чувствовал необходимость разобраться. В консерватории мы учимся тому, как правильно читать текст, — это половина пути. А вторая половина начинается, когда ты можешь войти в этот мир, когда у тебя уже есть от него ключи. И прочтение текста — это «всего лишь» ключ, как точка у Бродского: «Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда». И, открывая дверь и создавая новые системы координат, только здесь ты начинаешь выступать как творец. И однажды наступает очень интересный момент, когда консерваторию в себе нужно «забыть». Потому что мы не должны ограничиваться только тем, чему нас учили, и тем, что единственно хорошо, это остановка. И еще ее нужно забыть для того, чтобы потом вспомнить и осознать, чему тебя научили.

Разница между исполнителями и музыкантами во многом заключается в том, что в первом случае за хорошим прочтением текста часто не стоит больше никакого действия. Когда ты остаешься хорошим студентом, диалог со слушателем не может идти про музыку, он больше про исполнительство. Что тоже неплохо и сейчас достаточно редко встречается, но если мыслить категориями искусства, то этого недостаточно. Композиторы в тексте оставили шифры, и мы их должны прочесть. Это как матрица. Но пускаться в этот путь, разумеется, очень страшно.

— Стандартный путь музыканта — пойти на многочисленные конкурсы, попасть на глаза менеджерам и руководителям консерваторий, чтобы потом получить контракт. Но если ты выходишь за прописанные рамки, не бегаешь по конкурсам, ты очень рискуешь. Как ты решился на этот риск?

— В индустрии конкурсов есть понятные и давно разработанные механизмы, которые идут как часы. Если ты при этом действительно хороший музыкант и понимаешь, как все устроено, все будет в порядке, когда ты туда попадешь. Но интересно, что даже человек, который выигрывает конкурсы, может совсем по-другому играть концерты, потому что это иная форма выразительности, ты решаешь совсем другие задачи.

Я решился на риск, потому что в какой-то момент ушел от участия во всех возможных конкурсах. Они часто не про музыку и не про индивидуальность, а про то, кто быстрее и чище. Есть два пути музыкального развития. Один — это крестоносцы, у них своя идеология, и она заслуживает огромного уважения. Но есть совершенно другая сфера, второй путь — это тибетские монахи. Внешне они никак не могут сравниться с крестоносцами, которые готовы пойти за тобой и в огонь, и в воду. Но у монахов совсем другие категории мышления и развития. Это еще не всеми пройденная и проведенная дорога.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Я, мы, робот: как андроиды проникли в наши дома и головы Я, мы, робот: как андроиды проникли в наши дома и головы

О том, как роботы медленно, но верно становятся частью нашей жизни

Forbes
Люди + технологии = любовь. Как не терять связь даже на разных концах мира Люди + технологии = любовь. Как не терять связь даже на разных концах мира

Самые удивительные способы быть ближе даже сквозь расстояния

Правила жизни
Голодные игры: как российским компаниям выжить в борьбе за последних специалистов Голодные игры: как российским компаниям выжить в борьбе за последних специалистов

Как радикально повысить производительности труда?

Forbes
Малый ледниковый период отразился на почвах из Тульского кремля Малый ледниковый период отразился на почвах из Тульского кремля

Палеопочвоведы нашли признаки похолодания в культурных слоях XVI–XVIII веков

N+1
6 самых популярных сюжетов снов 6 самых популярных сюжетов снов

Какие сюжеты снов чаще всего снятся людям?

ТехИнсайдер
Человечеству нужно стать тише ради животных. Шумовое загрязнение делает жизнь многих из них невыносимой Человечеству нужно стать тише ради животных. Шумовое загрязнение делает жизнь многих из них невыносимой

Человеческий шум — невидимая причина стресса для животных

ТехИнсайдер
«Смотришь на эти вывески, и они честно заявляют — стало хуже». Что не так с ребрендингом западных компаний, попавших в руки российских бизнесменов «Смотришь на эти вывески, и они честно заявляют — стало хуже». Что не так с ребрендингом западных компаний, попавших в руки российских бизнесменов

Почему правильный ребрендинг — это важно? И почему он не у всех получается?

Inc.
Аркадий Ипполитов Аркадий Ипполитов

Аркадий Ипполитов — о денди и экс-барабанщике группы «Кино» Георгии Гурьянове

Собака.ru
Золото Колчака: недостающее звено Золото Колчака: недостающее звено

Судьба золота Колчака оставалась до недавнего времени одной из загадок истории

Дилетант
Пауков-скакунчиков заподозрили в способности видеть сны Пауков-скакунчиков заподозрили в способности видеть сны

Зоологи обнаружили у пауков-скакунчиков аналог фазы быстрого сна

N+1
«Живой»: честный документальный фильм об очевидцах Великой Отечественной войны «Живой»: честный документальный фильм об очевидцах Великой Отечественной войны

Как документалисту удалось снять историю о жертвах Великой Отечественной войны

Forbes
Непентес приспособился использовать энергию падающих капель дождя для поимки жертв Непентес приспособился использовать энергию падающих капель дождя для поимки жертв

Механизм ловушки этого растения работает не так, как предполагалось ранее

N+1
Что опаснее для ребенка: игра Among Us, новое видео А4 или онлайн-груминг? Что опаснее для ребенка: игра Among Us, новое видео А4 или онлайн-груминг?

Многие родители сражаются не с теми врагами в интернете

Psychologies
Думскроллинг: опасная интернет-привычка, от которой можно сойти с ума Думскроллинг: опасная интернет-привычка, от которой можно сойти с ума

У многих из нас появилась привычка, которая опасна для психического здоровья

VOICE
«Люди не хотят, чтобы ребенок попал в переплет»: как воспитывают мальчиков и девочек «Люди не хотят, чтобы ребенок попал в переплет»: как воспитывают мальчиков и девочек

Какие клише по воспитанию детей существуют в России?

Forbes
«Подбрасывание лисиц и другие забытые и опасные виды спорта». Гид по маргинальным развлечениям прошлого «Подбрасывание лисиц и другие забытые и опасные виды спорта». Гид по маргинальным развлечениям прошлого

Вряд ли кто-то из вас пробовал конный бокс или рукопашный бой с медведем

N+1
Блокировка рецептора помогла мышам восстановиться после инсульта Блокировка рецептора помогла мышам восстановиться после инсульта

Лечение пептидом привело к улучшению локомоторных и сенсомоторных функций

N+1
Как перестать лениться и начать действовать: советы писателя Эрика Баркера Как перестать лениться и начать действовать: советы писателя Эрика Баркера

Как начать работать и довести дело до конца?

Правила жизни
«Джеймс Уэбб» обнаружил кандидата в древнейшую известную галактику «Джеймс Уэбб» обнаружил кандидата в древнейшую известную галактику

Астрономы обнаружили очередного кандидата в древнейшую галактику

N+1
«Обидчивый маньяк»: история Николая Дудина, который убивал всех, кто ему грубил «Обидчивый маньяк»: история Николая Дудина, который убивал всех, кто ему грубил

Николай Дудин поставил печальный рекорд по количеству жертв

VOICE
«Уэбб»: получены первые снимки «Уэбб»: получены первые снимки

Первые глубокие и чёткие снимки «Уэбба»

Наука и жизнь
Групповые процессы вместо культа индивидуализма: почему сейчас «я» меняется на «мы» Групповые процессы вместо культа индивидуализма: почему сейчас «я» меняется на «мы»

Почему вдруг важными становятся групповые процессы, а не индивидуальность?

Psychologies
Легко сказать: 9 простых (на деле — не очень) правил, которые помогут стать здоровее и счастливее Легко сказать: 9 простых (на деле — не очень) правил, которые помогут стать здоровее и счастливее

Советы, которые помогут понять: жизнь лучше, чем кажется

Правила жизни
Как избавиться от домашних клопов за один день: готовимся к сезону вредителей Как избавиться от домашних клопов за один день: готовимся к сезону вредителей

Как обезопасить свою постель от домашних клопов?

ТехИнсайдер
Боязнь пропустить интересное: 8 признаков зависимости от смартфона Боязнь пропустить интересное: 8 признаков зависимости от смартфона

Проверьте, не попали ли вы в цифровую кабалу

Psychologies
Милиция его не искала: история «тольяттинского потрошителя», который убивал и насиловал детей Милиция его не искала: история «тольяттинского потрошителя», который убивал и насиловал детей

Во время убийств он испытывал «высшее наслаждение»

VOICE
Наш мозг считает быстрее всего не слева направо, а снизу вверх Наш мозг считает быстрее всего не слева направо, а снизу вверх

Самое удобное для нашего мозга расположение чисел — в столбик снизу вверх

ТехИнсайдер
4 национальных символа, которые на самом деле «иностранцы» 4 национальных символа, которые на самом деле «иностранцы»

Ты знал, что Сталинградский завод был построен в США?

Maxim
Илон Маск в переработке. Как выпускник Принстона создал крупнейшую в мире частную компанию по утилизации мусора с оборотом $70 млн в год Илон Маск в переработке. Как выпускник Принстона создал крупнейшую в мире частную компанию по утилизации мусора с оборотом $70 млн в год

История компании по утилизации отходов TerraCycle

Inc.
«Становится все абсурднее»: Александр Хант о фильме «Межсезонье» и самоцензуре в кино «Становится все абсурднее»: Александр Хант о фильме «Межсезонье» и самоцензуре в кино

Режиссер Александр Хант — о новом поколении, свободе и новой цензуре

Forbes
Открыть в приложении