Сверхточное оружие: что мы прячем за сарказмом?
Говорят, смеяться над собой — редкий дар, доступный избранным. Наверное, поэтому большинство из нас предпочитает подшучивать над другими. Но почему-то одни шутки веселят и вдохновляют, а от иных становится больно. Где грань между юмором, иронией и сарказмом? Как противостоять чужим остротам и почему нередко мы сами готовы «убить» словом?
«В моей семье сарказм — способ уйти от прямого ответа и разговора. Муж вообще не любит разговаривать, — делится 42-летняя Мария. — Ему проще сказать что-то относительно смешное и короткое. Это способ не быть вовлеченным в дискуссию, показать, что тебе все равно. И вроде не поспоришь: человек тебе что-то ответил, не промолчал. Но ощущение, будто тебя окатили ледяной водой. И ты стоишь, мокрая, и думаешь: «А что это было?» Я раньше не задумывалась над этим, но потом поняла, что мне обидно».
Зачем нужен сарказм
Сарказм в переводе с греческого означает «разрывать плоть». Звучит жутковато, но вполне точно отражает суть. Получать удовольствие от того, что кто-то разрывает кому-то плоть, наверное, способны лишь садисты и мазохисты. Это занятие не для слабонервных. И они, как правило, реагируют без восторга. «Сарказм дает возможность интеллигентно, не кулаками, а словом, дать в глаз. Он позволяет без анестезии залезть в душу и провернуть там скальпелем несколько раз. Он всегда от злости, с острыми углами, болезненными намеками. Иногда — от ненависти. Это завуалированная форма агрессии», — говорит тренер и экспрессивный психотерапевт Марик Хазин.
Кто-то думает, что едкость стиля придает особый шарм речи или образу. Но если подумать, то какие чувства мы вызываем острым словом у объекта насмешки? Вряд ли это удовольствие и благодарность. Потому так обидно Марии, когда всякий раз супруг окатывает ее из ушата острословия. Ведь на самом деле цель сарказма — ранить, иногда неосознанно.
Сарказм — это желчь и яд, считает Марик Хазин. Екатерина (47 лет) с ним согласна: «Я как опытный игрок в «сарказмобол» с недавних пор стараюсь его избегать. Мне кажется, он разъедает, как ржавчина. Это была привычка, хорошо маскирующая уязвимость. Разъедает обоих, но в первую очередь самого говорящего и привыкающего думать в таком ключе».
Мы скрываем за ним разные чувства и эмоции: обиду, боль, злость, неприязнь, отвращение. «Это нормальные чувства. Они конструктивны, но не выражены, — поясняет Марик Хазин. — Куда проще было бы сесть напротив друг друга и признаться: «Я на тебя злюсь по 18 пунктам». «Злишься? Прекрасно. С пунктами 1, 2, 17 согласен, с пунктом 18 — нет. Все — это прямой диалог, в нем нет недоговоренностей и намеков. В нем чистая энергия. Но когда я не говорю вслух то, что думаю и чувствую, я обижаюсь, молчу или начинаю мстить. Удерживая в себе эмоции, мы, образно говоря, отравляем желчью свой организм и еще умудряемся брызгать ею в лицо другим. Кому от этого хорошо? Никому».