Голос улиц
Звезда стрит-арта Шепард Фейри рассуждает о грани между роскошью и бунтарством, сотрудничает с часовым гигантом и наконец-то везет в Москву выставку
На улицах Лос-Анджелеса всегда было немноголюдно, и уличному художнику Шепарду Фейри никто не мешал в конце 1980‑х оставлять на них свои таинственные послания. Тогда он даже представить не мог, что его мрачноватые плакаты и стикеры — эти оброненные на улице семена — прорастут и расцветут в целое художественное движение, которое захватит международный арт‑мир.
Юный панк и скейтер Фейри приехал из Южной Каролины учиться в престижную Род-Айлендскую школу дизайна (RISD), а потом переехал в Лос-Анджелес, где украсил улицы странным портретом французского рестлера Андре Гиганта. С этого началась его знаменитая серия Obey («Повинуйся») — плакаты, стикеры и трафареты, которые оставляли жителей в недоумении: что это — порча общественной собственности или новый вид искусства?
На самом деле и то и другое. В то время как Шепард Фейри «метил» широкие бульвары Лос-Анджелеса, Бэнкси, чья выставка этим летом тоже приехала в Москву, бродил по узким извилистым улицам Лондона. Изображения, нарисованные на глазах у ничего не подозревающих прохожих в общественных местах, стали полной противоположностью атакующей нас со всех сторон рекламы. Плакат Фейри, сделанный во время предвыборной кампании Барака Обамы в 2008 году, с портретом президента и надписью Hope («Надежда») висел повсюду и был признан культовым. За следующие пять лет Фейри превратился в воплощение юного бунтарского вызова, используя искусство как способ воздействия, а общественные места — как трибуну для политических заявлений. Его десять раз арестовывали, в том числе и с применением силы.
Мы встречаемся в огромной студии с высокими потолками в модном районе Фрогтаун в Лос-Анджелесе, недалеко от дома Фейри в облюбованном художниками Лос-Фелисе. С улицы студия похожа на заброшенный склад, но попадая внутрь, ощущаешь пульсирующую творческую энергию: здесь одновременно идет работа над живописью, трафаретными рисунками, плакатами, альбомами, а если идти вниз по длинному коридору, в офис художника, то там застанете суетящихся помощников. В воздухе веет творчеством и пахнет краской. Несколько ассистентов наводят финальные штрихи на больших портретах, которые своей графичностью, сочетанием чистых, ярких цветов и броскими лозунгами напоминают плакаты советских конструктивистов.