Шум не мешает пониманию прочитанного, но влияет скорость чтения
Чтение в парке, в метро или с включенным телевизором не влияет на понимание прочитанного. Для внимательного чтения тишина библиотечного зала вовсе необязательна.
Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, Москва изучили влияние звукового и визуального шума на обработку информации во время чтения. Оказалось, что шум не влияет на понимание прочитанного. Причем звуковой и визуальный фон действуют по-разному. Если посторонние звуки приводят к снижению скорости чтения, а при визуальном шуме скорость чтения даже немного повышается.
Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, Москва изучили влияние звукового и визуального шума на семантическую обработку информации во время чтения. Оказалось, что шум не влияет на понимание прочитанного. Чтение не становится более поверхностным. Причем звуковой и визуальный фон действуют по-разному. Посторонние звуки приводят к снижению скорости чтения, например, если рядом происходит неразборчивый разговор. При визуальном шуме наоборот — скорость чтения даже немного повышается.
Модели обработки шума в канале
В теории коммуникации шум считается неизбежным аспектом процесса коммуникации. В широком смысле, шум относится к любому нарушению в канале связи или любому постороннему сигналу, который мешает целевому сигналу. В качестве примера шума можно привести рекламу на сайте, разговоры поблизости, музыку, уличных артистов, таких как жонглеры или танцоры в парке, и так далее.
Шум может быть как внутренним, возникающим в результате таких состояний, как болезнь, старение или повреждение мозга, так и внешним, исходящим из окружающей среды. Внешний шум может различаться на звуковой и зрительный. Он может соответствовать или не соответствовать модальности целевого сигнала.
В предыдущих исследованиях сообщалось о негативном влиянии как звукового, так и визуального шума на беглость и понимание прочитанного. Но их результаты не дают полной картины.
Так, исследования движения глаз выявили более длительные фиксации, большее количество регрессий и, следовательно, большее время чтения, когда испытуемые находились под воздействием разборчивой или неразборчивой фоновой речи. Кроме того, пожилым читателям требовалось больше времени, когда они сталкивались с нелингвистическим визуальным шумом, таким как размытый шрифт.