«Страх, что это конец жизни»: я 15 лет жила с паническими атаками и победила их
У панической атаки нет конкретного источника появления. Вернее, он есть, но его не определить приборами, не распознать по анализу крови. Приступ паники может случиться у любого на фоне, например, избыточной нагрузки, истощения, выгорания, длительного стресса или конфликта.
Это состояние соединяет целый каскад реакций: панический страх умереть, трудности с дыханием, боль в груди, тошноту, слабость, невозможность управлять своим телом, судороги, дереализацию. Для большинства женщин, а именно они страдают этим расстройством в 2–3 раза чаще, это эпизод, случившийся лишь однажды. Но некоторым приходится столкнуться и с «продолжением истории».
Наша героиня – Ольга Блиндяева, автор книги «PRO панические атаки» и организатор конференции «Расстройства, о которых не говорят», посвященной распространенным проблемам психики — ментальным расстройствам.
Она переживала повторяющиеся приступы много лет, пока не подобрала для себя работающий способ терапии. Сейчас чувствует себя не только здоровой, но еще и готовой делиться своим опытом, знаниями и информацией о непростом состоянии.
«Реальной опасности нет, а реакция на опасность есть. Вот что такое паническая атака. По статистике, каждый второй человек на планете испытал это явление. Но у некоторых иррациональный страх закрепляется, и тело включает режим «мнимой смерти» регулярно. Именно это и произошло со мной. Дебют случился в 18 лет во время отдыха на озере в пригороде. Первой мыслью было, что у меня сердечный приступ или инсульт. Тело стало неуправляемым, я не могла сделать полный вдох, сковал дикий страх, что это конец жизни. Мне помогли добраться до дома, скорая поставила диагноз «перегрев», оказали соответствующую помощь. Я была абсолютно здорова физически, но страх закрепился, и приступы стали повторяться.
За 15 лет мне приходилось встречаться со своим «врагом» в магазинах и на приемах у врачей, на обычных прогулках и во время работы. Иногда это были всплески в одинаковых условиях, например на лекциях в институте. Иногда совершенно неожиданные. Сначала предугадать их было почти невозможно, но со временем стали ясны некоторые закономерности, хотя от внезапности я не была застрахована никогда. Однажды приступ случился на перроне — я не смогла уехать, билеты пропали. Порой приходилось даже ползти по зарослям кустов, чтобы добраться до нужного места, потому что на обычной дороге были люди, меня настигала паническая атака.
Больше всего раздражало, что я не понимаю механизм происходящего и не могу управлять своей жизнью. Кто-то невидимый решал за меня: теперь ты не сможешь ездить на метро, нормально лечить зубы, не найдешь интересную работу и не отправишься в путешествие. За любым углом ждал приступ.