Стажер из общепита: почему лучший урок бизнеса преподают в ресторанах
Лучший путь для развития предприятий малого и среднего бизнеса — сотрудничество с крупным сетевым общепитом вроде Subway, Burger King и McDonald's. Как можно с ними работать и чем это выгодно?
Сотрудничество с сегментом HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe) — это уникальная возможность для роста и развития малого и среднего предприятия. Во-первых, это самый крупный сегмент фуд-ретейла. Объем рынка общественного питания в России составляет более 1,3 трлн рублей. При этом сектор фастфудовского общепита продолжает расти даже в условиях кризиса. Другие сектора даже если не растут, то трансформируются, так что всем предприятиям HoReCa постоянно нужны новые партнеры. Во-вторых, сектор глобализованный, работающий по единым правилам по всему миру. Например, Subway — самая крупная сеть быстрого питания в мире по числу заведений; McDonald's — мировой лидер по выручке и посещаемости на одно заведение. В-третьих, максимально близкий к органическим рыночным отношениям. Здесь нет корпоративных политических игр, свойственных «большому» фуд-ретейлу или сетям АЗС. Инструменты принятия решений как будто взяты из учебников маркетинга Филипа Котлера или учебников менеджмента Питера Друкера. В-четвертых, максимально открытый для сотрудничества. Даже в крупные сети можно прийти без рекомендаций и портфолио и предложить на тестирование свои продукты и технологическое оборудование: кофемашины, холодильные прилавки или что-то еще. Например, в Burger King никому из предпринимателей не откажут в тестировании, даже в испытаниях на святая святых любого ресторана — кухне. И если результаты тестирования удовлетворят, велика вероятность, что менеджеры сети откажутся от услуг тех поставщиков, что были до вас, и заключат контракт с вами. Критерий для работы с поставщиками один: выгодно или не выгодно.
Лестница успеха
Малые и средние предприниматели, работающие с HoReCa, имеют возможность расти быстро и правильно: учиться управлять качеством и выстраивать бизнес-процессы. И при этом работать по правилам глобального рынка.
Одна из известных ныне фирм — поставщиков фермерских продуктов стартовала четыре года назад как ИП, поставляющее товары в одну из небольших сетей фастфуда. Через год она уже смогла стать подрядчиком регионального сегмента глобальной сети ресторанов быстрого питания. Еще через год стала поставлять нескольким сегментам, причем не только в России, но и в Восточной Европе. А месяц назад заключила контракт с одной из крупных сетей продовольственной торговли — пришла в «большой» фуд-ретейл.