Советский мультипликатор Леонид Шварцман: «Сегодня Чебурашка был бы другим»
Классику отечественной анимации Леониду Шварцману — 101 год. Он принимал участие в создании более 60 фильмов, среди которых любимые всеми "Снежная королева", "Аленький цветочек", "Крокодил Гена", "Котенок по имени Гав" и многие другие. Шварцман редко дает интервью, но журналисту Роману Суперу удалось уговорить мэтра вспомнить, как создавался образ Чебурашки, и рассказать, почему он не поделил персонажа с Эдуардом Успенским.
Леонид Аронович, конец 1960-х годов, вы работаете в «Союзмультфильме». И вот в вашей жизни появляется вселенная крокодила Гены, Чебурашки и старухи Шапокляк. А как она технически для вас появилась? Кто к вам пришел с этим материалом?
Я работал с режиссером Романом Качановым. И работали мы с куклами. Качанов был знаком с Алексеем Аджубеем. Аджубей — это была фигура знаковая, видная, известная, он был женат на дочери Хрущева — Раде. Однажды Качанов пришел в гости к Аджубею и увидел, что дети сидят на полу и читают какую-то книжку. Это была книжка Успенского «Крокодил Гена и его друзья», которая вышла в издательстве “Детгиз” с иллюстрациями хорошего художника-графика Валерия Алфеевского.
В этой книге Чебурашка и вся банда выглядят не так, как мы это себе представляем сейчас...
Конечно. Если вы найдете эту книгу, вы увидите, как там выглядят персонажи. Вы увидите, что никакого отношения к моим персонажам они не имеют. Хотя нужно сказать, что сама по себе книжка хороша. Безотносительно иллюстраций. Успенский, конечно, очень талантливый писатель. С этим спорить невозможно.
Итак, режиссер Качанов увидел, как дети Аджубея читают Успенского. И это подтолкнуло его к идее, что книга должна быть экранизирована? Качанов пришел с этим к вам. И какую задачу он поставил?
Как всегда. Найти персонажа. Придумать их. Нарисовать их. Я сделал чертежи в натуральный размер на миллиметровке: фас, профиль. По цветному эскизу и по чертежам кукольники сделали куклы. Потом этих кукол одели, им сшили костюмы. Потом расписали головы. И вот персонажи готовы.
Для вас это были мучительные роды? Вы сложно придумывали этих персонажей?
Да. И самой сложной была работа над образом Чебурашки. Потому что действительно это необычный персонаж...
Это, как говорит журналист Лев Гущин, Инопланетянин, который был придуман задолго до Спилберга.
В чем была сложность? В предисловии книги Успенского сказано так: когда я был маленьким, родители мне подарили бракованную игрушку, это был мохнатый зверек, который назывался Чебурашкой, причем у него была круглая заячья голова, большие зеленые глаза, как у филина, и маленький хвостик, как у медвежонка. Вот все, что было сказано о Чебурашке.