Борись, Борис
Издатель Борис Пиотровский адаптирует себя под новый дивный мир. На повестке его дня: VR-экскурсии по выставкам в Эрмитаже, мерч толстовок об интеллигентной изоляции и марафонские забеги наедине с приложением смартфона.
Клан Пиотровских изолировался в Комарово в середине марта. Из фамильного гнезда ведутся брейнстормы директора Эрмитажа и всех сопричастных о том, как поддержать музейную работу и музейных работников во времена пандемии — и следующего за ней всадника апокалипсиса, провального туристического сезона.
Молния: перед майскими в курортном главке был согласован монтаж нового эпизода проекта Hermitage VR, который продюсирует Борис. Пару лет назад провозвестником эрмитажной виртуалити, собственно и запущенной Борисом Михайловичем, стал 19-минутный фильм с Константином Хабенским. В Главном Штабе выделили специальное место для VR-кинотеатра, а для просмотра зрителям нужно было экипироваться очками дополненной реальности: Констанин Юрьевич в бакенбардах и надломленном цилиндре от Яниса Чамалиди вел экскурсию по тайным закоулкам Зимнего дворца, рассказывая об истории музея, основанного Екатериной II.
В опасные времена гигиена превыше всего, так что съемки сиквела с Хабенским отложены, а VR-кинотеатр временно закрыт, уступив место красивым онлайн-прогулкам по выставкам на официальном канале Hermitage VR в YouTube. Совершать променад в неурочные часы, с обзором в 360 градусов, с кофе в руке и издавая восторженный шум по ходу движения уже можно по ретроспективе архитектурного бюро Никиты Явейна «Студия 44», открывшейся в феврале в залах Главного Штаба. Борис Пиотровский (с плохо скрываемым ликованием) поясняет: «Сейчас это просто выход из ситуации, а дальше может стать дополнительным аргументом к просвещению: пропустил выставку из-за нечеловеческой занятости — а нет у тебя больше отговорок, все выложено на сайте». Вторую серию, посвященную экспозиции актуального корейского совриска «Романтика и усердие» (она гастролирует в Петербурге в патовые даты с 25 марта по 5 июля) планируют к выходу летом. Но есть проблема: в VR-сериал инвестирует компания «Артеком», которая занимается торговлей репродукциями и мини-скульптурами в Эрмитаже. Так что на данный момент финансирование остается зыбким. «Пока все делается энтузиастами, — не унывает младший Пиотровский, — и в таких начинаниях нет экономической составляющей. Сначала нужно создать хороший проект, показать его, и только потом попытаться продать. Мы не бездействуем и множим свое онлайн-присутствие. Вообще, решение создавать VR-экскурсии назревало давно. Выставка главного неоэкспрессиониста нашего века Ансельма Кифера в этом формате была снята еще три года назад. Дарованные ютьюбом технологии мы используем примерно с тех пор».
***
Но если посчитать реальный возраст связки «Борис Пиотровский — эрмитажный диджитал», то ей в 2020-м исполнится целых 22 года. В 1998-м юный наследник династии на волонтерских началах («Кто тогда не писал html?!») участвовал в создании базы данных изображений и информационного киоска, а в 2001-м — оптимизировал систему онлайнпродажи билетов. «В то время никто еще не знал, как банковской карточкой-то пользоваться. Так что в основном опция была рассчитана на иностранцев».
Затем энтузиазм Бориса распространился на соцсети: «Я уговаривал открыть представительства Эрмитажа во«ВКонтакте» и в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Слава богу, что удалось это сделать. Еще у музея есть классный твиттер, где за примерно двадцатью постами в день следит почти миллион фолловеров». Наконец, Пиотровский лоббировал присутствие @ hermitage_museum в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Администрация сопротивлялась отчаянно: постить картинки, когда экспонируешь картины, — это игра на понижение. Но Борис нашел решение: зарегистрировался на заре Инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) сам, прозондировал почву и передал аккаунт во владение штатного музейного фотографа Юрия Молодковца. Сейчас на популярной площадке ежедневно дают искусство и стримы с научными сотрудниками. И, само собой, сдабривают анонсами новых проектов.