Из новой книги Нины Агишевой «Викторианская любовь»

СНОБКультура

Тайна Шарлотты Бронте

Из новой книги Нины Агишевой «Викторианская любовь»

Возвращение в Викторианскую эпоху. В образе Шарлотты Бронте – актриса Яна Сексте, Константина Эже – Один Байрон

Имя Шарлотты Бронте чаще всего ассоциируется с образом невзрачной гувернантки, затянутой во все черное и скованной незыблемыми нравственными принципами, – героини многочисленных сериалов, которые так любят смотреть дамы в возрасте. Гувернантка эта за свои добродетели рано или поздно обретает заслуженное счастье – например, в виде ослепшего, но еще живого мистера Рочестера. И мало кто знает о том, что саму Шарлотту в жизни сотрясали нешуточные и даже преступные по тем временам страсти и ее в полной мере можно считать первой феминисткой, всю жизнь отчаянно боровшейся с гендерным неравноправием. Начала она эту борьбу задолго до фаулзовской «Женщины французского лейтенанта» и других известных персонажей. Речь не только о том, что дочь пастора из английского захолустья стала всемирно известной писательницей, самостоятельно зарабатывающей себе на жизнь, но прежде всего о ее любви к женатому мужчине – учителю Константину Эже. Любовь эту она тайно хранила всю жизнь и благодаря ей, в сущности, стала той Шарлоттой Бронте, чье имя сегодня высечено на стене Вестминстерского аббатства.

Патоке и недомолвкам вокруг имени Шарлотты мы обязаны писательнице Элизабет Гаскелл, сочинившей о Бронте книгу вскоре после ее смерти – под строгим контролем со стороны ее отца, пастора Бронте, и мужа Артура Николлса (именно эту явно устаревшую биографию недавно перевели на русский – не прошло и ста шестидесяти лет). Между тем еще в 1913-м английские читатели были потрясены публикацией четырех до тех пор неизвестных писем Шарлотты Бронте к Константину Эже, после которых не оставалось сомнений: была страстная любовь, и не факт, что безответная. Эти хранящиеся теперь в Британской библиотеке письма сберегла для истории… жена Эже Зоэ, владелица пансиона в Брюсселе, куда в феврале 1842 года приехали учить французский язык Шарлотта и Эмили Бронте. Эмили там не задержалась, а вот Шарлотта, уехав ненадолго из-за смерти тети, вернулась опять, многое пережила и написала потом романы, где Брюссель – главное место действия, а любовь к учителю – основная сюжетная пружина (достаточно назвать недооцененный у нас «Городок», который Уильям Теккерей вообще считал лучшим английским романом всех времен).

О двух без малого годах, проведенных Шарлоттой Бронте в брюссельском пансионе, о ее отношениях с четой Эже рассказывает новая книга Нины Агишевой «Викторианская любовь». Это попытка с дистанции времени по-новому осмыслить биографию писательницы, разглядеть в ней прежде всего стремление женщины Викторианской эпохи к свободе и преданную любовь к тому мужчине, рядом с которым она эту свободу обрела. Чего не скажешь о ее якобы (по Гаскелл) счастливом позднем и кратком супружестве – сейчас появились новые факты об этом традиционном викторианском браке, и они тоже будут раскрыты. Кроме того,поклонники Бронте впервые смогут прочитать ее письма к Константину Эже на русском языке. Так, спустя полтора века прототипы Люси Сноу и Поля Эманюеля из «Городка» получат возможность рассказать свою подлинную историю.

Этот эпизод из жизни Шарлотты Бронте вдохновил фотографа Владимира Клавихо-Телепнева, художника по костюмам Дмитрия Андреева и актеров Яну Сексте, Одина Байрона и Глафиру Тарханову на создание специальной фотосессии, стилизованной под Викторианскую эпоху.

Идеальная семейная пара: мадам и месье Эже – актеры Глафира Тарханова и Один Байрон

Лето 1843-го

Брюссель

– Мадемуазель Шарлотта, мне очень жаль, но месье Эже не сможет больше посещать занятия по английскому языку. – Зоэ открыла стеклянную дверь в сад и рассеянно посмотрела вдаль. – Он очень занят.

– Да, мадам. – Шарлотта тоже не смотрела на нее и изо всех сил старалась сохранить спокойное выражение лица. – Я могу идти?

– Конечно, ведь сейчас у вас занятия английским с младшими классами, не так ли? Постарайтесь увлечь девочек, чтобы мне опять не пришлось наводить порядок. О, это целое искусство – преподавать так, чтобы все работали и никто не отвлекался. Вам это тяжелее дается, чем написание своих devoirs, правда? Но вы ведь теперь учительница, а не ученица, и получаете жалованье.

– Да, я помню об этом, мадам, я постараюсь.

«Среди ста двадцати человек, которые обитают в этом доме, я могу назвать лишь одного или двух, кто заслуживает хотя бы взгляда… – писала она брату на другой день. – И это не моя излишняя разборчивость, нет, это отсутствие у них хотя бы каких-нибудь достоинств: они не обладают ни интеллектом, ни воспитанностью, ни хорошими задатками от природы, ни доброжелательностью – они ничто. …Если я говорю горячо, так, как делала это в Роу-Хед, они думают, что я сумасшедшая. Никто из них не способен на страсть – они просто не знают, что это такое. Их холодная и липкая кровь не способна закипеть – они бесконечно фальшивы в отношениях друг с другом. Черный лебедь (the black swan) месье Эже – единственное исключение…»

Константин теперь появлялся в пансионе для девочек только во время своих уроков. Он больше не шутил с ними и не одаривал их булочками и конфетами. Шарлотту он явно избегал. Чтобы отогнать от себя дурные мысли, она постаралась сосредоточиться на работе: занятиях английским с младшими классами. Это не слишком хорошо у нее получалось. В письме к Эллен Насси она со злым юмором описывает характерную сценку: одна девочка стоит у доски, лицо ее потемнело как грозовая туча, уши красные как сырая говядина (as raw beef), и на все вопросы она отвечает одной и той же фразой: Je ne sais pas («Я не знаю»). В то время как физиономии остальных выражают такое изумление и испуг, как будто они встретили кого-то, кто изгоняет дьявола. Поразительно, как часто Шарлотта употребляет в своих письмах слово «ненависть». Об ученицах – «Я не ненавижу их, ненависть – это слишком сильное чувство, но они ничто». Или обращаясь к Мери Тейлор, с которой всегда была особенно откровенна: «Да, Полли (школьное прозвище Мери Тейлор. – Прим. ред.), я возненавидела бы существование в роли сестры милосердия (a sister of Charity), я понимаю, что это должно шокировать окружающих, но это так». Еще более удивительно, что, нисколько не преуспев в преподавании – много лет спустя только одна из ее бывших пансионерок напишет, что любила ее, признавая, что остальные терпеть не могли, – Шарлотта оправдывала свое пребывание в Брюсселе необходимостью получить знания для открытия в Англии собственной школы. И даже когда тучи уже появились на горизонте, она убеждала себя и родных, что ей еще надо усовершенствовать свой немецкий.

Скоро она получила от месье Эже подарок – как раз на немецком, томик Нового Завета. Она была удивлена: он неделями не разговаривал с ней, но вдруг зашел в ее класс после урока и молча положил на стол небольшую, изящно изданную книжицу.

– Ступай в монастырь, Офелия? Вы ведь это хотите сказать?

Он отвел взгляд:

– Вы сможете лучше постичь немецкий, читая Библию.

Лето стояло жаркое. При первой возможности она уходила в сад и в одиночестве мерила шагами широкие песчаные дорожки. Иногда к ней пытались присоединиться – не мадемуазель Бланш, которую после ее бесцеремонных вторжений на их уроки с Эже Шарлотта просто не замечала, но две другие учительницы, тоже жившие на Рю Изабель. Общения не получалось. На ее нелюдимость и неспособность к элементарным социальным контактам не раз намекала мадам Эже: Шарлотта понимала, что это не слишком правильно, но не собиралась меняться. Иногда даже ее вежливость казалась окружающим оскорбительной: она, близоруко щурясь и рассеянно глядя вокруг, разговаривала короткими односложными фразами, в высшей степени несвойственными французскому языку. Нет, этот прекрасный язык предполагал куртуазную цветистую оболочку для выражения самых простых мыслей и чувств, как будто хотел утаить их подлинную сущность от собеседника. Она в совершенстве овладела этим искусством на письме, но в устном разговоре с неинтересными ей людьми была чересчур резка и прямолинейна, за что мадам выговаривала ей: «Так не говорят по-французски, мадемуазель, ce n’est pas gentil (это не слишком любезно)». Она не раз просила мужа поговорить с Шарлоттой на эту тему, но он, произнеся несколько банальностей, почел за лучшее оставить свою талантливую ученицу в покое. И убедился, что был прав, когда получил в подарок аккуратно переписанное ее красивым почерком эссе с многозначительным названием «Цель жизни». В этом нравоучительном памфлете речь шла о некоем студенте, осмысляющем свою судьбу. Там был такой пассаж: «Я бегу от мира, потому что не обладаю достоинствами, чтобы блистать в нем. Мне не хватает изящества, милосердия и живости. Нелюдимый человек неприятен обществу. Он любит одиночество, потому что ему так проще, и это идет от его эгоизма и лености».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Советы да любовь Советы да любовь

Как разведчик сделал головокружительную карьеру и пожертвовал ей ради женщины

Esquire
«Я плохая мать»: как преодолеть чувство вины? «Я плохая мать»: как преодолеть чувство вины?

Если вы мать, наверняка вам приходилось ощущать чувство материнской вины

Psychologies
Маргерит Дюрас – Ян Андреа: жизнь в письмах Маргерит Дюрас – Ян Андреа: жизнь в письмах

История любви знаменитой писательницы Маргерит Дюрас и студента Яна Андреа

СНОБ
Я к вам пришел навеки поселиться Я к вам пришел навеки поселиться

Джулия Робертс сдает имение в аренду, потому что не может продать

StarHit
Идрис Эльба. Мужчина мечты Идрис Эльба. Мужчина мечты

О чем не стоит спрашивать Идриса Эльбу?

Караван историй
Тест жесткого диска для ноутбука Seagate 2Tb: 2,5 дюйма для большой фотоколлекции Тест жесткого диска для ноутбука Seagate 2Tb: 2,5 дюйма для большой фотоколлекции

Тест жесткого диска для ноутбука Seagate 2Tb

CHIP
Цветы зла Цветы зла

Главное оружие растений – яд. Даже если это растение банальная картошка

Вокруг света
Солнце, воздух и вода. И китайские друзья Солнце, воздух и вода. И китайские друзья

Солнце, воздух и вода. И китайские друзья

Эксперт
Амбиции Пекина: что приносят России китайские инвестиции Амбиции Пекина: что приносят России китайские инвестиции

На чем строится инвестиционное партнерства России и Китая

Forbes
Сколько экономит светодиодная лампочка? Сколько экономит светодиодная лампочка?

В последние годы все больше входят в обиход так называемые LED-лампочки

CHIP
Кризис эпохи демонтажа социального государства Кризис эпохи демонтажа социального государства

Капитализм не вызвал экономического и технологического роста

Эксперт
«За 30, не замужем и счастлива»: истории шести женщин «За 30, не замужем и счастлива»: истории шести женщин

Истории женщин, которые счастливы без отношений и наслаждаются одиночеством

Psychologies
Кто рисует лучше, человек или нейронные сети: наглядное сравнение Кто рисует лучше, человек или нейронные сети: наглядное сравнение

Кто лучше справляется с художественными задачами?

Популярная механика
Молодые и дерзкие Молодые и дерзкие

Сравнительный тест Lexus IS 300 и Genesis G70

АвтоМир
Я бросила курить и счастлива Я бросила курить и счастлива

Наши героини рассказывают, как справились с зависимостью

Лиза
Сладких снов: 7 самых необычных «сонных» привычек известных людей Сладких снов: 7 самых необычных «сонных» привычек известных людей

Как засыпали Никола Тесла, Эминем и Стивен Кинг…

Cosmopolitan
Сытная история Сытная история

Местная кухня Мюнхена заслуживает не меньше внимания, чем музеи

Лиза
Мама, я онлайн! Мама, я онлайн!

Что надо знать о детях и соцсетях

Домашний Очаг
Хлеб, а не пирожные. На чем чаще всего экономят россияне Хлеб, а не пирожные. На чем чаще всего экономят россияне

Россияне стали меньше экономить на продуктах первой необходимости

Forbes
Железная фрау. Как дочь пастора возглавила страну Железная фрау. Как дочь пастора возглавила страну

Как складывалась карьера Ангелы Меркель

Forbes
Наталья Кудряшова: «Называть себя актрисой лишний раз избегаю» Наталья Кудряшова: «Называть себя актрисой лишний раз избегаю»

Интервью с актрисой Натальей Кудряшовой

Grazia
Жим лежа: спорим, ты неправильно его делаешь? Топ-6 самых частых ошибок Жим лежа: спорим, ты неправильно его делаешь? Топ-6 самых частых ошибок

Жим лежа — одно из самых популярных упражнений в тренажерном зале

Playboy
Сладкий ноябрь Сладкий ноябрь

Меняй привычки – и жизнь заиграет новыми красками

Cosmopolitan
Вредоносная братия. Россия заблокирует счета сотен украинцев Вредоносная братия. Россия заблокирует счета сотен украинцев

Правительство Дмитрия Медведева хочет ввести ограничительные меры против Украины

Forbes
Теплое местечко Теплое местечко

Что люди с героическим прошлым делают в Тель-Авиве и где их там искать

Tatler
72 дня каннибализма: годовщина авиакатастрфы в Андах 72 дня каннибализма: годовщина авиакатастрфы в Андах

История авиакатастрофы 1972 года в Андах: выжившим пришлось стать людоедами

Maxim

В прокате “Богемская рапсодия” — торжественный байопик Фредди Меркьюри

Esquire
Играем вдолгую: Играем вдолгую:

В какие фасоны и материалы можно «вложиться» в этом сезоне

Cosmopolitan
Вольф Мессинг: разгадка человека-загадки Вольф Мессинг: разгадка человека-загадки

Вольф Мессинг: разгадка человека-загадки

Maxim
Пляж в центре Парижа: главное о показе Chanel на весну 2019 Пляж в центре Парижа: главное о показе Chanel на весну 2019

В завершающий день Парижской модной недели прошел показ Chanel

Cosmopolitan
Открыть в приложении