Как «Бизнес Молодость» породила моду на инфобизнес?

ForbesБизнес

Смерть «Бизнес Молодости»: как два чебоксарца построили компанию на миллиард и почему закрывают самый скандальный инфобизнес в России

Ксения Мельникова

Петр Осипов (слева) и Михаил Дашкиев Фото VK

В августе сооснователь тренингов для предпринимателей «Бизнес Молодость» Петр Осипов объявил об окончании девятилетней истории проекта. Этому предшествовали выход из компании его партнера Михаила Дашкиева и финансовые проблемы, усилившиеся на фоне пандемии. Forbes решил вспомнить, как «Бизнес Молодость» породила моду на инфобизнес и почему у нее всегда было больше хейтеров, чем почитателей

На одном из тренингов «Бизнес Молодости» («БМ») в 2016 году в ответ на задание «поставить себе материальную цель» основательница тульской стройкомпании VSGROUP Ольга Дыдыко подняла руку и сказала: «Мне не нужна машина классная или сумка Birkin, я лучше куплю экскаватор для компании». Ведущий тренинга, сооснователь «БМ» Петр Осипов, по словам Дыдыко, вызвал ее на сцену и «публично разобрал» кейс. «Сказал, что я не получаю любви, поэтому не ставлю себе материальные цели и боюсь двигаться вперед. Я расплакалась прямо на сцене. Это был трэш», — вспоминает Ольга.

Ее опыт, судя по недовольству курсами в Сети, не уникален: «Бизнес Молодость» на протяжении многих лет ругали и представители делового сообщества, и сами клиенты. Но несмотря на волну хейта, курсы на протяжении многих лет пользовались завидным спросом, а в 2018-м совокупная выручка основных юрлиц «БМ» достигла 1 млрд рублей.

Первые несколько лет, по словам Осипова, он и Дашкиев «горели проектом», но впоследствии «огонь стал потухать». В начале 2019-го, несмотря на успешные финансовые показатели предыдущего года, из компании вышел Дашкиев. Осипов закрыл год с убытком в 27,8 млн рублей, а в августе 2020-го заявил о полной остановке бизнеса, так и не оправившись от пандемического удара. Впрочем, некоторые эксперты считают, что объявление о закрытии — всего лишь маркетинговый ход, и на самом деле курсы переродятся «под новым соусом» в ближайшее время.

Forbes поговорил с Осиповым и Дашкиевым и узнал, как двум 20-летним чебоксарцам удалось построить инфобизнесовую империю, довести выручку до 1 млрд рублей, несмотря на тонны критики, и действительно ли Россия останется без «Бизнес Молодости».

20-летние учителя

Петр Осипов и Михаил Дашкиев родились и выросли в Чебоксарах, учились в соседних школах, но плотно общаться стали только в Москве, куда оба поступили в вузы (Осипов — в РГГУ, Дашкиев — в НИУ ВШЭ). Осипов последовательно строил политологическую карьеру: еще будучи школьником, начал работать в предвыборном штабе местного депутата Евгения Слепова, затем устроился помощником депутата Госдумы от ЛДПР Андрея Броницына.

Уже тогда у него появился интерес к ораторству: Осипов организовывал депутатские выступления на 100-150 человек, но Броницын не всегда на них доезжал. Студент его «подменял» — так и научился «держать себя на сцене».

Избирательные кампании проходили летом, поэтому для стабильного заработка Осипов устроился менеджером по продажам в компанию ФТК, которая предлагала дополнительное образование для школьников. Сначала «ходил по школам и продавал курсы», но впоследствии стал сам вести курсы по публичным выступлениям.

Увлекшись темой, на последних курсах университета он устроился на стажировку в компанию «Ораторика» (тренинги по бизнесу и личной эффективности). «Он был достаточно активным студентом, постоянно интересовался новой информацией и пробовал разные подходы», — вспоминает опыт работы с будущим конкурентом владелица «Ораторики» Ирина Киреева. Благодаря «Ораторике» у Осипова, по собственным словам, появились частные клиенты по публичным выступлениям: будучи студентом пятого курса, он вел консультации «для некоторых топ-менеджеров небольших компаний».

«Вместо бизнес-знаний я получил несколько занятий по цигуну и боксу, разговоры про чакры и воспитание детей»

Дашкиев во время учебы успел поработать в школе менеджеров «Арсенал», маркетологом в тренинговой компании Pinta Lab, а также запустить вместе с приятелем Дмитрием Крутовым (в будущем сооснователем онлайн-образовательного проекта Skillbox) маркетинговое агентство Mokselle и магазин энергосберегающих ламп «Энергосберегающие системы».

Осипов и Дашкиев, к тому моменту уже плотно общавшиеся, были настолько вдохновлены тем фактом, что в свои 20 с небольшим лет зарабатывали «по 100 000-150 000 рублей в месяц», что решили написать книгу «про важность постановки целей». Но книга дело небыстрое, поэтому своими мыслями придумали поделиться на студенческом мероприятии бизнес-инкубатора ВШЭ. Мастер-класс, который прошел летом 2010 года, назвали «Бизнес и молодость» (впоследствии трансформировалось в нынешний вариант — «Бизнес Молодость»). В ходе него студентам пообещали «пошаговый план для первого рывка» в карьере. На мероприятие, по словам Осипова, пришли несколько сотен участников.

«Если выступаем, надо что-то продать», подумали тогда Осипов и Дашкиев и решили рассказать о еще не созданном «клубе для тех, кто интересуется саморазвитием». Предложили студентам за 5000 рублей в месяц посещать еженедельные встречи, где молодые тренеры будут «разбирать их кейсы» — помогать сделать сайт, настроить рекламу и конвертировать заявки в продажи. На встречи записались 30-40 студентов «ребята 18-21 года, которые хотели чем-то заниматься, но не понимали, с чего начать».

В таком формате курсы просуществовал полтора года. «Людей было не очень много на уровне этих 30-40 человек в месяц и держались, — вспоминает Осипов. Но я не помню, чтобы мы активно пиарили [проект] тогда. Было интересно собрать вокруг себя тусовку ребят, которые интересуются развитием. Давали им задание на неделю, разбирали, снова давали задание. И так постепенно начала выкристаллизовываться методология». Осипов преподавал навыки публичных выступлений и постановку целей, Дашкиев создание сайтов и маркетинг. Занятия вели только лично сторонних экспертов не приглашали. На каждой новой встрече оценивали результат, который за неделю достигли ученики, например, насколько за счет настройки маркетинга выросли продажи.

Феномен «Молодости»

«Именно фокус на результат был нашей фишкой такого никто не предлагал», — говорит Осипов. С ним соглашается миллиардер Игорь Рыбаков, сооснователь компании «Технониколь»: «Я застал самое начало этого рынка в России. «Бизнес Молодость» первая организация, которая предложила более-менее организованное обучение в формате для начинающих предпринимателей. В этом смысле они феномен, заслуживающий изучения, исторического признания». Курсы вчерашних студентов выстрелили, потому что «в то время бизнесу пытались учить, но делали это академично, тихо, а «БМ» имели наглость делать это так, как они делали ярко, с вызовом, где-то на грани фола», считает сооснователь «Нетологии-групп» Максим Спиридонов. «Ребята научились сложные вещи объяснять простым языком и делать это весело. И это было маленькой революцией, — соглашается Аяз Шабутдинов, серийный предприниматель и один из выпускников «БМ». — Они поняли, что предприниматель — это не наделенный сакральностью идеальный персонаж, а обычный человек, который тоже иногда не может себя заставить пойти на работу, который толком никак не ведет у себя учет».

Чтобы привлекать новых клиентов, Осипов и Дашкиев сделали сайт и стали проводить новые выступления в МГУ, ВШЭ и других вузах — рассказывали о «своем бизнесе, несмотря на возраст», и советовали, «что читать, что смотреть, с кем общаться, какие качества в себе развивать». За первые два года работы сарафанное радио создало вокруг тренингов «большой резонанс», уверяет Осипов. Доход юрлиц «Бизнес Молодости» с видом деятельности «консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления» (ООО «Бизнес-Молодость» и ООО «БМ») за 2012 год составил 8,3 млн рублей, прибыль — 4,3 млн. Партнеры также функционировали как ИП: Дашкиев — с 2010 года, Осипов — с 2011-го.

Почувствовав первую волну успеха, партнеры полностью переключились со сторонней работы на компанию и принялись строить «из хобби бизнес». Сформировали первые несколько программ: «Интенсив» по запуску бизнеса из двух занятий за 8000-10 000 рублей, двухмесячный расширенный курс «Цех» из восьми занятий за 20 000-30 000 рублей и двухмесячный «продвинутый» курс «Миллион за сто» стоимостью в 300 000 рублей. Затем в совладельцы и управленцы позвали экс-владельца разработчика облачных услуг для управления бизнесом «Мегаплан»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хочешь всегда быть в постели «на высоте»? 6 главных правил Хочешь всегда быть в постели «на высоте»? 6 главных правил

Следуй этим рекомендациям, и все будет просто отлично

Playboy
«У нас страна все-таки патриархальная». Юлия Снигирь о новом сериале Богомолова, работе с Соррентино и «классовом подходе» на съемках «У нас страна все-таки патриархальная». Юлия Снигирь о новом сериале Богомолова, работе с Соррентино и «классовом подходе» на съемках

Юлия Снигирь — о разнице в работе киноактера в России и на Западе

Forbes
Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
Идеальный список дел: как составить и следовать. 10 правил Идеальный список дел: как составить и следовать. 10 правил

Как правильно составить список, который поможет стать эффективнее

РБК
Потратили $310 тысяч на домен, который не пригодился: история неудачного ребрендинга американской компании ConvertKit Потратили $310 тысяч на домен, который не пригодился: история неудачного ребрендинга американской компании ConvertKit

Как неосторожно выбранное для компании имя может повлечь горы проблем

VC.RU
Мондриан: как один художник влиял на моду целое столетие и делает это до сих пор Мондриан: как один художник влиял на моду целое столетие и делает это до сих пор

Как получилось, что одно творение абстракционизма изменило модную культуру?

Cosmopolitan
5 необычных применений виртуальной реальности: от свадьбы до встречи с покойными родственниками (видео прилагаются) 5 необычных применений виртуальной реальности: от свадьбы до встречи с покойными родственниками (видео прилагаются)

В 21 веке выражение «снять розовые очки» приобретает новый смысл

Maxim
«Как можно не знать Дудя? Я понял, что они явно не из России»: партнер «Додо Пиццы», которого держали в заложниках в Латвии, рассказал о похищении «Как можно не знать Дудя? Я понял, что они явно не из России»: партнер «Додо Пиццы», которого держали в заложниках в Латвии, рассказал о похищении

Владимир Горецкий сообщил подробности своего похищения

Esquire
Декоративные плоды теневого сада Декоративные плоды теневого сада

Нарядные и опасные растения теневого сада

Наука и жизнь
Как сэкономить на платных дорогах: нюансы, хитрости, таблица цен Как сэкономить на платных дорогах: нюансы, хитрости, таблица цен

Rак экономить время и деньги, передвигаясь по платным дорогам

РБК
Набор веса при климаксе: как питаться, чтобы его избежать и быть в форме Набор веса при климаксе: как питаться, чтобы его избежать и быть в форме

Во время менопаузы удерживать вес на месте становится сложнее

Cosmopolitan
Неидеальная картинка. Как мы все оказались в ловушке ЗОЖ Неидеальная картинка. Как мы все оказались в ловушке ЗОЖ

Отрывок из книги «Вызов принят» о бодишейминге

Forbes
Как культура сформировала образ серийного убийцы: отрывок из книги Сергея Мохова «История смерти. Как мы боремся и принимаем» Как культура сформировала образ серийного убийцы: отрывок из книги Сергея Мохова «История смерти. Как мы боремся и принимаем»

Фрагмент о том, как культура сформировала образ серийного убийцы

Esquire
Сон о Соне Сон о Соне

Самая сексуальная солистка самой популярной группы дала нам интервью!

Maxim
Лидар разглядел метровые детали за 45 километров Лидар разглядел метровые детали за 45 километров

Устройство научили формировать изображения далеких объектов по 3 пикселям

N+1
Евгений Цыганов Евгений Цыганов

Евгений Цыганов рассказал о любви к альтернативному року и ненависти к папарацци

Maxim
Минуточку Минуточку

Время — самая неуловимая и загадочная материя

Добрые советы
Эдуард Лимонов Эдуард Лимонов

Правила жизни Эдуарда Лимонова

Esquire
Почему мы устаем от Zoom? Почему мы устаем от Zoom?

Zoom-усталость: что думают об этом психологи?

Psychologies
Смерть в Неаполе Смерть в Неаполе

Василий Степанов о новом — и очень хорошем — «Мартине Идене»

Weekend
Отошли от стандартов: супермодели, фигуры которых больше не «идеал» Отошли от стандартов: супермодели, фигуры которых больше не «идеал»

Кто из красоток уже отошел от строгих модельных стандартов?

Cosmopolitan
Восходящая спираль Восходящая спираль

Как нейрофизиология помогает справиться с негативом и депрессией – шаг за шагом

kiozk originals
Дженнифер Лоуренс - 30! Взлеты и падения загадочной блондинки в кино Дженнифер Лоуренс - 30! Взлеты и падения загадочной блондинки в кино

Вспоминаем лучшие и не самые удачные роли Дженнифер Лоуренс

Cosmopolitan
«Палм-Спрингс»: день сурка в Калифорнии «Палм-Спрингс»: день сурка в Калифорнии

Комедия «Палм-Спрингс» о том, что значит застрять на одном и том же дне

Psychologies
Александр Лопота Александр Лопота

Александр Лопота руководит ЦНИИ РТК уже десять лет

Собака.ru
Как приучить себя к чистоте, если ты ненавидишь уборку: полезные лайфхаки Как приучить себя к чистоте, если ты ненавидишь уборку: полезные лайфхаки

В доме всегда должно быть чисто

Playboy
Чаша терпения: 7 грандиозных плотин Чаша терпения: 7 грандиозных плотин

Гидротехнические сооружения спорят по величию и мощи с природой. Кто сильнее?

Вокруг света
Как четыре советских солдата 49 дней выживали на дрейфующей в океане барже с трехдневным запасом еды Как четыре советских солдата 49 дней выживали на дрейфующей в океане барже с трехдневным запасом еды

Об этой истории сложены песни, написаны стихи и снят фильм «49 дней»

Maxim
Скорость таяния Гренландского ледяного щита обогнала скорость прироста массы Скорость таяния Гренландского ледяного щита обогнала скорость прироста массы

Гренландский ледяной щит стал в среднем терять массу быстрее, чем наращивать ее

N+1
Самообъективация: почему нам стоит меньше беспокоиться о внешности Самообъективация: почему нам стоит меньше беспокоиться о внешности

Почему мы верим, что счастья достойны только красивые женщины

Cosmopolitan
Открыть в приложении