«Сломанная лестница»: гендерные препятствия на первых ступенях карьеры
Считается, что женщине трудно пробиться на самый верх, стать руководителем высшего звена. Но дело в том, что проблемы начинаются гораздо раньше — с дискриминацией приходится сталкиваться на нижних ступенях карьерной лестницы.
Как в нашем воображении выглядят проблемы карьерного роста и профессиональной реализации у женщин? Принято говорить о проблеме «стеклянного потолка», метафоре невидимого барьера при продвижении женщин на высокие должности, о недостатке женщин в руководстве, неравной оплате между полами, балансе карьеры и семьи.
Однако недавнее пятилетнее исследование, проведенное McKinsey и LeanIn среди 22 миллионов людей и 590 компаний, выявило новый корень проблемы гендерного дисбаланса. Суть в том, что задолго до того, как добраться до высшего эшелона руководителей, женщины сталкиваются с проблемами в самом начале карьерной лестницы. Все начинается намного раньше, чем вам может показаться, а именно с первого уровня руководителей, куда часто женщинам путь «заказан».
На практике это выглядит так — женщине предлагается работа в колл-центре вместо работы с ключевыми заказчиками, должность бухгалтера вместо работы финансового менеджера, судьба рядового дизайнера вместо арт-директора. В то же время все работники начального уровня примерно равны: у них нет длинных списков достижений, одинаковый опыт работы, и все они достаточно хороши, чтобы их в равной степени рассматривали для повышения.
Однако на каждые 100 мужчин, которые получают первое повышение, приходится только 72 женщины, и этот дисбаланс только увеличивается с годами. Либо мужчины талантливее, трудолюбивее и амбициознее женщин, либо происходит что-то несправедливое?
Женщины сами виноваты?
Часто приходится слышать, что дело в отсутствии амбиций у женщин. Однако по факту 71% женщин хотят продвижения в карьере, 29% заявляют об этом, а 21% просят повышения зарплаты. Вы будете удивлены, но эти цифры почти полностью совпадают с процентом мужчин. Однако по-прежнему 45% специалистов по персоналу и 21% опрошенных мужчин считают, что проблема в отсутствии достаточной квалификации у женщин.
Эти установки ведут к тому, что «популярную» работу с большими командами и бюджетами скорее отдают мужчине, чем женщине, без оглядки на ее компетенции. А ведь именно эта работа, в свою очередь, с большей вероятностью замечается топ-менеджерами и становится трамплином для выполнения более значительных задач.