Следы на песке: история автопробега Андре Ситроена через Сахару
Служивший у Николая II инженер создает первый внедорожник. Его изобретение использует Андре Ситроен в одной из самых масштабных маркетинговых кампаний в истории – автопробеге через Африку, прежде считавшейся непроходимой.
В 1905 году князь Орлов заказал для Николая II, увлекшегося автомобилями, несколько легковых «мерседесов» модификации «16–40», способных разгоняться до 135 километров в час. Водителем наняли французского инженера Адольфа Кегресса, который вскоре стал заведующим технической частью недавно учрежденного Собственного Его Императорского Величества гаража. Кегресс был не только прекрасным водителем, но и талантливым конструктором-изобретателем. Долгие и снежные русские зимы, затруднявшие приятные поездки, вдохновили Кегресса на инновационное изобретение. Заменив задние ведущие колеса царского «мерседеса» на гусеничные движители, а передние — поставив на лыжи, Кегресс создал первый настоящий внедорожник.
После революции Кегресс уехал обратно во Францию, но изобретенная им конструкция оставалась востребованной. Позднее Ленин — заядлый охотник — лично распорядился собрать из оставшихся деталей несколько машин для себя и охраны.
История изобретения бывшего царского водителя продолжилась во Франции, где талантливый антрепренер Андре Ситроен увидел в разработке Кегресса огромный потенциал. Он решил построить гусеничные внедорожники и пройти на них Африку — несомненно, удачный маркетинговый ход. К тому моменту реклама Citroen уже украшала даже Эйфелеву башню, поэтому невозможного для Ситроена, по сути, не было. Позднее бизнесмен понял, что это изобретение сулит и солидный заработок на госконтрактах: проходимые и надежные, внедорожники могли заинтересовать армейского заказчика. Так и произошло: после убедительной демонстрации полугусеничной машины на базе второй модели марки Citroen B2 вооруженные силы Франции и Великобритании всерьез заинтересовались конструкцией Ситроена–Кегресса.