Шесть комплексов собственника: как вещи владеют нами
Люди регулярно покоряются чувству собственности, ведь «мое» — очень сильная установка. Как только мы завладеваем предметом, его значимость возрастает. Потому мы так часто видим нереальные цены на распродажах и покупаемся на маркетинговые уловки. Разбираем шесть эффектов, которые производит на нас чувство собственности.
Каждый, кто хотя бы раз пробовал продать дом, машину, обнаруживает, что продавцы и покупатели редко сходятся в цене. Достаточно просмотреть раздел объявлений о продажах в местной газете, и найдутся примеры, как люди завышают стоимость обычных товаров. Дело не в том, что продавец не в себе.
Безусловно, продавцы хотят получить как можно больше денег, но при этом допускают возможность поторговаться. Выходит, поэтому люди порой устанавливают заоблачные цены, или есть другая причина?
У поведения покупателя свои особенности. Мы хватаемся за спецпредложения вроде: «Через 30 дней мы вернем вам деньги». Разве не счастье — завладеть новой цифровой фотокамерой, когда знаешь, что ее можно вернуть? Хотя чаще всего она остается у нас. На сайтах-аукционах типа EBay мы устанавливаем для себя предел торга, но выходим за него через минуту, потому что кто-то перебил ставку.
Специалисты поведенческой экономики утверждают, что чувство собственности — реальное, частичное или виртуальное — оказывает странное действие. Давайте посмотрим, насколько сильно проявляются эти странности в контролируемых условиях.
Покупателей и продавцов разделяет пропасть
Заполучить билеты на баскетбольный турнир года в университете Дьюка все равно что достать звезду с неба. Их приходится разыгрывать в лотерею, потому что за право обладания борется множество людей. После лотереи в руках счастливчиков оказывается предмет, который хотели все. Такое случайное распределение — отличная возможность изучить психологию покупок и продаж.