Считал Airbnb достойным соперником и ставил на лояльность: как Арне Соренсон сделал Marriott крупнейшей сетью отелей
Он возглавил семейное предприятие, не входя в семью, и превратил его в самую крупную и конкурентоспособную сеть гостиниц в мире.
15 февраля 2021 года умер Арне Соренсон — третий гендиректор в истории Marriott и первый не из семьи основателей.
Под его руководством Marriott International стала крупнейшей сетью гостиниц в мире и успешно развивалась, несмотря на рост популярности Airbnb и других технологических платформ и агрегаторов номеров.
В 2018-2019 годах он попал в список лучших генеральных директоров мира по версии Barron.
Соренсон возглавил компанию в 2012 году, а к 2019 году Marriott подорожала на 226%. 20% новых построенных гостиничных номеров по всему миру принадлежат Marriott.
Как Соренсон попал в Marriott и возглавил её
Соренсон родился в Токио в 1958 году, но практически всю жизнь провёл в США: вырос в Миннесоте и получил юридическое образование. Свою карьеру он начал в юридической фирме Latham&Watkins и стал партнёром со специализацией «слияния и поглощения».
Одним из его клиентов стала Marriott International — в 1993 году он представлял компанию в судебном процессе, связанном с долгами и исками от держателей облигаций.
Соренсон произвел впечатление на Джона «Билла» Марриотта, также они сдружились и нашли общий язык на фоне общих религиозных убеждений — он разделял те же ценности, что и Марриотт.
В 1996 году Билл Марриотт нанял Соренсона в Marriott — тот согласился, но с условием — не быть юристом. Он продолжил курировать слияния и поглощения компании и заключил сделку о покупке Renaissance Hotel Group за $1 млрд.
В течение двух лет он стал старшим руководителем отдела бизнеса, а затем — финансовым директором компании и главным операционным директором. В 2003 году Соренсон стал президентом Marriott в Европе, управлял бизнесом во время мирового финансового кризиса 2008 года.
Билл Мариотт воспитывал Соренсона как члена семьи и учил его семейным идеалам — например, готовности рисковать и верности семейному девизу «Успех не вечен».
В 2005 году Билл Марриотт отказался от прямой передачи бизнеса детям.
Старший сын Стивен тяжело болел и умер в 2013 году, дочь Дебора покинула Marriott в 1990-х и вернулась в семейный бизнес в 2006 году, а Джон Марриотт — третий страдал от наркотической и алкогольной зависимости, хотя и вырос от повара до операционного директора, и не смог стать преемником.
В 2012 году, когда Билл ушёл на пенсию, главой Marriott стал Соренсон — ключевую роль сыграли общие ценности и компетентность в управлении бизнесом.
«Он приехал сюда работать 15 лет назад и делает всё возможное, — говорил Билл Марриотт о Соренсоне. — Он очень хороший человек, отличный семьянин и очень способный. Он понимает культуру Marriott и принимает ее».
Как устроен бизнес Marriott
Особенность бизнеса Marriott — компания избавилась от права владения недвижимостью и сосредоточилась на клиентском сервисе.
Большая часть гостиниц Marriott работает по франшизе и платит процент от выручки за использование бренда, программы лояльности, системы бронирования. Остальные отели доплачивают Marriott за то, что компания управляет их объектами.