Условный таймлайн развития сервисов такси, доставки и бронирования в России

Правила жизниБизнес

С приставкой E: как развиваются онлайн-сервисы такси, доставки и бронирования в России

Евдокия Мельник

«Правила Жизни»

По данным исследовательского агентства Data Insight, объем российского рынка e-commerce — интернет-торговли — в рублях вырос на 38% за 2022 год. Аналитики прогнозируют рост и в этом году. Причем e-commerce развивается во всех существующих направлениях: продажа непродовольственных товаров и услуг, торговля продуктами (e-grocery), торговля лекарствами (e-pharma). Мы постарались собрать условный таймлайн развития сервисов такси, доставки и бронирования в России. Сначала счет идет десятилетиями, но чем ближе к современности, тем «короче» шаг, ведь сейчас рынок развивается все стремительнее.

Систематический и последовательный рост интернет торговли неудивителен: онлайн-услуги обладают рядом преимуществ. Это быстро: нет ни очереди, ни необходимости идти куда-либо, что экономит время. Выбор товаров и услуг более широкий, чем в розничных магазинах. Агрегаторы для краткосрочного бронирования жилья тоже экономят время: не нужно изучать десятки, а то и сотни сайтов различных отелей, чтобы найти нечто подходящее. А для рынка такси e-commerce стала настоящим спасением и вывела его из тени. Как у пассажиров, так и у водителей появились определенные гарантии — безопасности и качества в первую очередь.

2000-е годы — «Алло, я вас слушаю»

С момента появления в России первых таксометров в начале XX века и вплоть до 2010-х годов автомобиль можно было поймать прямо на улице или вызвать по телефону.

Возможность дистанционно делать заказ в ресторанах появилась в 2000-е годы. Механика проста: звонишь прямо в выбранное заведение, оно готовит и доставляет заказ собственными силами. Ни о каких агрегаторах речи еще не идет.

«Правила Жизни»

Примерно в это же время на рынке начинают появляться платформы для онлайн-бронирования жилья в путешествиях. В 2005 году американская компания The Priceline Group приобрела у нидерландских владельцев то, что мы сейчас знаем как сервис Booking.com. До 2022-го своя версия сервиса существовала и в России. 

2010-е годы — агрегаторы набирают обороты

В начале 2000-х в России было создано несколько Java-приложений для такси, но большинство из них подходило только для водителей и не было особо удобным. В 2011-м «Яндекс» представил первое действительно масштабное мобильное приложение для заказа такси на iOS и Android, совмещенное с «Яндекс.Картами». На самом деле параллельно можно было скачать и другие подобные приложения, но их функционал был меньше. Например, InTaxi и «Телепорт Такси».

При этом у «Яндекса» никогда не было и до сих пор нет собственного таксопарка. Он, как и многие другие современные сервисы такси, выступает лишь агрегатором, который организует работу водителей и их коммуникацию с пассажирами. Буквально через пару лет после запуска в приложении появилась возможность оплачивать заказы банковской картой, а также была создана веб-версия сервиса.

В 2012 году в России появляется GetTaxi — израильский сервис такси, который быстро стал конкурентом «Яндекса» на этом поприще. При этом бомбилы (иными словами, частные водители) все еще занимали значительную часть рынка, который, по сути, только начинал формироваться. Однако у частников в большинстве случаев не было ни лицензии, ни юридической регистрации, а значит, пассажиры были практически лишены гарантий безопасности и качества. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ за 2015 год, теневой рынок такси составил более 110 млрд рублей — около 26% от всего объема таксомоторных перевозок.

Агрегаторы изменили рынок такси и для пассажиров, и для водителей, и для бизнеса. Раньше не было установленной заранее стоимости поездки — сначала большинство таксистов высчитывали ее сами, умножая пройденный километраж на определенное число. Более того, было уместно поторговаться с водителем в надежде доехать до пункта назначения как можно дешевле. 

С 2012 года у водителей такси появилось обязательство, продиктованное законом, — устанавливать в машине таксометр для расчета стоимости поездки. Это устройство считает расстояние и самостоятельно умножает его на определенное число, плюс учитывает простой, который также оплачивается. 

Это нововведение привело к повышению средней стоимости поездки. Согласно тому же закону, таксисты должны выплачивать ежемесячный налог за лицензию, а также предоставлять пассажиру кассовый чек. К автомобилю тоже предъявлялся ряд требований, в числе которых — иметь опознавательные знаки. 

Таксометры стали инструментом обмана со стороны недобросовестных водителей. Некоторые, например, включали счетчик до момента начала движения. Тогда пассажир будет платить лишние деньги за «простой», которого на самом деле не было. Более изощренные обманщики «накручивали» механические счетчики и перепрошивали электронные.

Крупные агрегаторы позволяют избежать таких ситуаций: заказчик сразу видит конечную цену поездки — никаких сюрпризов. Да и цена эта образуется не с помощью счетчика или математических вычислений водителя. Кроме того, агрегатор позволяет оплатить услугу онлайн банковской картой. Другое явное преимущество: мы знаем, к кому в машину садимся. Сейчас легко можно поделиться с близкими или друзьями данными о водителе, марке и номере такси. Это качественно повышает безопасность поездки. 

«Правила Жизни»

Если вы сегодня забыли свои вещи в автомобиле, поддержка сервиса поможет вам связаться с таксистом и вернуть их. Раньше об этом можно было только мечтать — не исключено, что оставленная сумка стала бонусом к заработку водителя. И даже если он оказался честным человеком, найти конкретного пассажира и вернуть ему забытую вещь было для него также очень непросто.

До сих пор остается дискуссионным вопрос, как развитие агрегаторов повлияло на водителей такси, в частности на их доход. Исследователи из Высшей школы экономики в 2020 году пришли к выводу, что с 2012-го благодаря появлению агрегаторов в шесть раз выросло число москвичей, пользующихся такси. Но при этом доход столичных водителей такси снизился за этот период почти втрое. Дело в том, что раньше они выплачивали отчисления только таксопарку, а также платили за аренду автомобиля и тратились на бензин. Сейчас же все эти расходы никуда не исчезли, а к ним прибавились отчисления агрегатору. 

При этом представители агрегаторов говорят, что трудно представить себе другой сценарий, ведь именно агрегаторы и увеличили спрос на такси. Они также напоминают, что не для всех сейчас такси — основная работа. Благодаря агрегаторам можно брать всего несколько заказов не каждый день — в качестве подработки.

Кроме того, по словам экспертов, исследование ВШЭ «не учитывает переход такси из серой зоны в легальный сектор», что снижает объективность выводов. Аналитический центр при Правительстве РФ в 2018 году сообщал о других данных, согласно которым доходы водителей такси в крупных городах возросли почти вдвое. Так что трудно с уверенностью сказать, что агрегаторы негативно или положительно повлияли на работу таксистов. Но агрегаторы действительно сильно изменили рынок такси.

Любопытна механика взаимодействия водителей с агрегатором через мобильное приложение. Получая заказ, они не видят стоимость поездки и пункт назначения, а на принятие решения («повезу — не повезу») у них всего около десяти секунд. Что же помогает им определиться? Таксист видит коэффициент стоимости, рейтинг пассажира и то, сколько баллов активности он получит в случае принятия заказа или потеряет в случае отказа. Такая система помогает сервису сократить время поиска машины, а соответственно, и время ожидания пассажира. Кроме того, система ачивок вовлекает самих водителей такси в эту «игру», мотивируя брать больше заказов.

Примерно в то же время, когда начинают развиваться онлайн-сервисы такси, набирают обороты и агрегаторы доставки еды: Delivery Club, ZakaZaka и другие. Эти компании собирают предложения из разных ресторанов и помогают пользователю сделать заказ, но пока что сами не доставляют его, такая функция появится в 2015-м.

Удивительно, но вместе с тем и логично, что развитие онлайн-сервисов такси, доставки и бронирования происходит примерно одновременно. Как раз в 2010 году запускается российский сервис онлайн-бронирования отелей и апартаментов Ostrovok.ru. А в 2012-м на отечественном рынке появилась своя версия онлайн-сервиса для краткосрочного бронирования жилья по всему миру Airbnb. По сути, это платформа, которая помогает хозяину квартиры и постояльцу найти друг друга, а также обрабатывает транзакции и берет процент с пользователей за свои услуги. В 2022 году сервис приостановил деятельность в России. 

2017 год — активное развитие

По оценкам исследовательского агентства Data Insight, в 2011 году объем рынка e-commerce в России составил 235 млрд рублей, а в 2015-м — 650 млрд. Причем этот показатель постоянно рос на протяжении пяти лет. К 2017 году «Яндекс» успел купить сервис «Рос.Такси» и выйти на рынок корпоративного такси. Наконец, отечественная компания подписала договор об объединении с международным сервисом Uber — в России и странах СНГ.

Сервисы доставки тоже не стояли на месте. Причем активно развивался все тот же «Яндекс», который заключил ряд соглашений с менее крупными игроками рынка. Параллельно продуктовые магазины наблюдают за ситуацией и пробуют запускать собственную доставку на дом. Появляется деление на две бизнес-модели: dark store и white store. В первом случае сервис работает исключительно как онлайн-магазин: у него есть склад с продуктами, а купить товар можно, только заказав доставку. Так работает, к примеру, «Яндекс.Лавка», созданная немного позже, в 2019 году, и «Утконос».

«Правила Жизни»

Во втором случае — white store — есть реальный магазин, куда может прийти покупатель, а также у этого магазина может быть своя онлайн-платформа, которая позволяет заказать доставку. Яркие примеры white store — «Вкусвилл» и «Перекресток». При этом существует также формат dark kitchen — ресторан без помещения. Например, сервис «Кухня на районе», который появился как раз в 2017 году. Есть еще такой вариант: у заведения имеются физические рестораны, а также отдельные филиалы, которые работают только на доставку онлайн-заказов. Это тоже dark kitchen. Осенью 2019 года так поступил, например, McDonald’s в России. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зазеркалье времени: лучшие экранизации «Алисы в Стране чудес» — от немого кино до голливудского фэнтези Зазеркалье времени: лучшие экранизации «Алисы в Стране чудес» — от немого кино до голливудского фэнтези

Самые значимые экранизации «Алисы»: как каждая из них отражает свое время

Правила жизни
Не для слабонервных! Американец отрезал отцу голову и записал с ней видео на YouTube Не для слабонервных! Американец отрезал отцу голову и записал с ней видео на YouTube

Бывший служащий США записал шокирующее видео на YouTube

ТехИнсайдер
Как банкротиться честно: риски фиктивного банкротства ИП Как банкротиться честно: риски фиктивного банкротства ИП

Как пройти банкротство по-честному и не разрушить себе жизнь

Inc.
Русская сказка. П. Аксенов Русская сказка. П. Аксенов

Ювелир, атлет, алтарник и распорядитель балов Петр Аксенов пережил ребрендинг

Собака.ru
Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах

Правила поведения в японском обществе, которые помогут путешественникам

Maxim
«Роль Волка пришла ко мне в нужный момент» «Роль Волка пришла ко мне в нужный момент»

Влад Ценёв — о международных проектах, манипуляциях и мечтах

OK!
Фото на документы Фото на документы

Медведь за рулем автомобиля и другие интересные фотоснимки из прошлого

Автопилот
Любить нельзя купить Любить нельзя купить

Попытка понять современное искусство

Men Today
Мертвые жабы и бинты: как женщины справлялись с менструациями до появления современных средств личной гигиены Мертвые жабы и бинты: как женщины справлялись с менструациями до появления современных средств личной гигиены

Как женщины справлялись с этими периодами до изобретения первых прокладок

ТехИнсайдер
Работает профессионал Работает профессионал

В чем разница между обычной и профессиональной косметикой – рассказал эксперт

Лиза
Как на собеседовании просить зарплату больше, чем указано в вакансии: мнение эксперта Как на собеседовании просить зарплату больше, чем указано в вакансии: мнение эксперта

Успех на собеседовании — убедить работодателя предложить тебе больше денег

VOICE
Возможно ли употреблять слишком много антиоксидантов Возможно ли употреблять слишком много антиоксидантов

Исследования показывают, что большие дозы антиоксидантов могут быть вредными

ТехИнсайдер
Любите друг друга Любите друг друга

Анна Меликян — о том, что роли никогда не приходят случайно

OK!
От Парижа до Бразилии: как 100 лет назад эмигрантки строили международную карьеру От Парижа до Бразилии: как 100 лет назад эмигрантки строили международную карьеру

Истории эмигранток, которым удалось добиться мирового признания

Forbes
Климатологи связали асимметрию потепления полюсов с водяным паром Климатологи связали асимметрию потепления полюсов с водяным паром

Тропосфера Антарктики оказалась менее подвержена прямому радиационному нагреву

N+1
Китай: как победить грязный уголь Китай: как победить грязный уголь

За 15 лет Китай решил проблему экологического негатива от угольной энергетики

Монокль
Белла из ведьминого вяза: самое загадочное английское убийство, которое не смогли раскрыть лучшие сыщики королевства Белла из ведьминого вяза: самое загадочное английское убийство, которое не смогли раскрыть лучшие сыщики королевства

Рассказываем леденящую историю убийства в Бирмингеме в середине XX века

VOICE
Телу — время Телу — время

«В теле убийцы»: лихой корейский триллер о рокировке убийцы и полицейского

Weekend
Призраки в мешке Призраки в мешке

«Нечисть»: крепкий подвальный хоррор на основе успешной короткометражки

Weekend
Загадочные пятна: от чего на одежде появляются белые разводы после стирки Загадочные пятна: от чего на одежде появляются белые разводы после стирки

Как не допускать появления белого налета на одежде во время стирки?

ТехИнсайдер
Диета Бубновского: как нужно питаться, чтобы забыть об остеохондрозе, боли в спине и шее Диета Бубновского: как нужно питаться, чтобы забыть об остеохондрозе, боли в спине и шее

Отрывок из книги «Золотая книга» о здоровье позвоночника

VOICE
Олег Нестеров про свой любимый альбом The Cure — Disintegration Олег Нестеров про свой любимый альбом The Cure — Disintegration

Лидер группы «Мегаполис» о культовой музыке прошлого

СНОБ
Виагра снижает риск развития болезни Альцгеймера на 18% ниже Виагра снижает риск развития болезни Альцгеймера на 18% ниже

Виагра, помимо прочего, также может снижать риск развития болезни Альцгеймера

ТехИнсайдер
Велотур по Франции Велотур по Франции

Велопутешествие по следам мушкетеров из Парижа в Форж

Знание – сила
Даниэль Бергер: «Кофе с перцем». Отрывок из романа Даниэль Бергер: «Кофе с перцем». Отрывок из романа

Надеюсь, у вас найдется на кухне джезва? Я просто сварю вам кофе с перцем

СНОБ
Как работать с тревогой: инструменты, которые помогут обрести спокойствие Как работать с тревогой: инструменты, которые помогут обрести спокойствие

Какие аспекты осознанности можно использовать для борьбы с тревогой

ТехИнсайдер
Геологическую активность молодого Марса объяснили вертикальной тектоникой Геологическую активность молодого Марса объяснили вертикальной тектоникой

Марс был гораздо более тектонически активен, чем считали ученые

N+1
Резиденция божеств: почему альпинисты не могут покорить гору Кайлас в Тибете Резиденция божеств: почему альпинисты не могут покорить гору Кайлас в Тибете

Таинственная и необычная история горы Кайлас

ТехИнсайдер
Звезда «Слова пацана» Рузиль Минекаев рассказал о том, как пережил смерть отца Звезда «Слова пацана» Рузиль Минекаев рассказал о том, как пережил смерть отца

Рузиль Минекаев признался, что потерял папу еще в детстве

Psychologies
В чем разница между обаянием и харизмой. Отрывок из книги Вероники Хранеко, эксперта по публичным выступлениям В чем разница между обаянием и харизмой. Отрывок из книги Вероники Хранеко, эксперта по публичным выступлениям

Как грамотно донести мысль и повысить коммуникативные способности?

СНОБ
Открыть в приложении