Героями первого выпуска подкаста стали Марина Полеухина и Александр Чернышков

СНОБРепортаж

Русская музыка: подкаст о главных именах современной академической сцены

715ddc4b09879bdf228f1a04f9d7be9c26cc999bbb0abdbc2fbc5555d9991a9b.jpg
Иллюстрация: Мария Аносова

«Сноб» запускает подкаст-реалити «Русская музыка» — о главных фигурах современной академической сцены. Пять выпусков будут посвящены российским композиторам и музыкантам. Вектор развития современной академической музыки журналистка Полина Милушкова и музыкант Дмитрий Шугайкин обсудили с финалистами второго сезона проекта Aksenov Family Foundation, созданного с целью поддержки отечественных музыкантов. Героями первого выпуска стали молодые российские композиторы-импровизаторы Марина Полеухина и Александр Чернышков. Публикуем текстовую версию беседы.

Полина Милушкова: Привет! Меня зовут Полина Милушкова, я журналистка, ведущая и совсем не музыкант. Правда, иногда пою в хоре.

Дмитрий Шугайкин: А меня — Дима Шугайкин. Я совсем не журналист и не ведущий, занимаюсь музыкой и даже пишу ее. Может быть, вы знаете группу OQJAV.

Милушкова: К музыке, о которой мы будем говорить в пяти сериях этого подкаста, мы оба не имеем вообще никакого отношения — тем интереснее.

Шугайкин: Мы начинаем проект «Русская музыка», где не будет ни Моргенштерна, ни Чайковского — потому что поговорить мы решили о новой академической музыке и о тех, кто ее делает.

Современная классическая музыка — явление, которое сложно с ходу понять или объяснить. Мы, слушатели, привыкли думать, что это что-то очень гармоничное, красивое, возвышающее дух. Еще мы вроде бы знаем, что классическая опера длится долгие часы, что можно приходить туда только в смокингах, а для того, чтобы музыку создавать или исполнять, человеку нужно учиться лет 15–20.

Сегодня же повсюду идет речь о так называемой новой музыке — о музыке, современной нам. Но это не композиции, из которых складываются чарты и которые мы обсуждаем в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Мы говорим о современной академической музыке, и она тоже может быть невероятно разной, вызывать эмоции и ассоциации, поднимать сложные проблемы современного человека и современного ему общества. И порой она делает это с помощью совсем иных инструментов и жанров, чем мы привыкли. Вот были опера, балет, симфония, мир гармонии, тональности, нотной записи, классических приемов звукоизвлечения. В какой-то момент в начале XX века все изменилось. Все это куда-то испарилось, произведения стали напоминать стук по батареям, рев машин, непознаваемое сочетание звуков вне тональности и гармонии. Искусство стремительно побежало вперед, ему требовались все новые и новые средства выразительности. Их поиском занялись композиторы, писатели и художники.

К сегодняшнему дню музыкальная индустрия усложнилась настолько, что часто даже сами музыканты не знают всех существующих стилей. Теперь композитор — это и продюсер, и режиссер, и репетитор. Он может становиться перформером и лектором, чтецом и саунд-дизайнером, он взаимодействует не только с музыкальными инструментами и разными странными штуками, но иногда даже с телами самых музыкантов. В общем, композитор тоже неуловим, как и его музыка.

Кажется, что слушать и воспринимать ее бывает сложновато, но ведь мы никогда не успеваем за искусством. Современники тоже не до конца понимали полифонию Баха или балеты Стравинского. Так происходит и сейчас, но мы находимся в очень выигрышной ситуации, мы можем с композиторами поговорить. Вот так взять и спросить их, а что же они имели в виду, написав музыку, в которой, например, не будет ни единой ноты. Академические композиторы — удивительным образом подключенные к космосу люди, они создают новые миры, но ходят с нами в одни и те же кофейни. Их музыку интересно слушать не только по причине ее актуальности и силы, но еще потому, что она про нас и про наш мир.

Милушкова: Академическая музыка — это скучно, непонятно, сложно? На самом деле, нет. Ее сочиняют модные ребята, которые умудряются писать для огромных симфонических оркестров.

Шугайкин: Мир знает десяток великих композиторов из России, тот же Чайковский неизменно занимает топовые места в стримингах по всему миру, но кто они — современные российские композиторы, которые создают музыку для настоящих симфонических оркестров?

Марина Полеухина последние годы живет в Австрии, в России бывает не часто. Она успела отучиться аж в трех консерваториях: в родном Петербурге, в Москве и в австрийском Граце, после чего и задержалась в Европе. Марина не работает с привычными инструментами, а создает музыку из всего, что звучит. Ее творчество — это, скорее, театральные перфомансы, удивительные эксперименты на стыке жанров и форм.

Милушкова: Муж Марины, Александр Чернышков — тоже молодой российский композитор, более известный в Европе. Александр с детства жил и учился в Италии и Австрии, сейчас его дом в Вене. Впрочем, в России Чернышкова тоже исполняют, и немало. Пару лет назад хитом в академическом мире стала российская премьера оперы «Транскрипция ошибки», которую композитор изначально писал для Венецианской бьеннале. Вместе с Мариной Полеухиной он участвовал в ключевых российских проектах в области современной музыки — от фестиваля «Платформа» до «Электротеатра».

Александр, как вы думаете, важен ли вообще аспект популярности для композитора? И сравниваете ли вы свою популярность в Европе и в России?

Александр Чернышков: По-любому да. Наверное, раньше бы я по-другому ответил. Под популярностью, скорее, ведь карьера подразумевается? Но важно ощущать внутренний баланс. Все-таки ты не пишешь какую-то пьесу только потому, что знаешь, что это хорошо получится. Если параллельно с этим процессом создания музыки, карьера идет в гору, если что-то получается — это в какой-то степени фидбэк. Значит, все идет правильно.

Частый вопрос: «Почему ты сочиняешь музыку?» Я в какой-то момент вдруг понял, почему это происходит. Потому что я хожу и слышу, на улице или где-то еще, определенные звуковые сочетания, или они сами в голове как-то начинают происходить. Я осознаю, что я их еще нигде не слышал, таких акустических ситуаций еще не происходило. Поэтому единственный способ их услышать — записать. Как бы из такой необходимости работаешь. А популярность приходит, как говорится, дополнительно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как в Третьяковской галерее реставрируют самые большие произведения искусства Как в Третьяковской галерее реставрируют самые большие произведения искусства

Какую роль в реставрации произведений искусств играют технологии и наука?

СНОБ
Lovv66 комментирует свой новый альбом «БЭСТ ФРЭНДС» Lovv66 комментирует свой новый альбом «БЭСТ ФРЭНДС»

Самая основная метафора альбома «БЭСТ ФРЭНДС»

GQ
«Мерило успеха — это время»: музыкант Boulevard Depo о новом альбоме и русском рэпе «Мерило успеха — это время»: музыкант Boulevard Depo о новом альбоме и русском рэпе

Boulevard Depo — об отношении к успеху и вдохновении

Forbes
Автомобиль дня: Espenlaub 1000 Автомобиль дня: Espenlaub 1000

Готтлиб Эспенлауб построил девять автомобилей собственного дизайна

Популярная механика
7 фильмов о великих художниках 7 фильмов о великих художниках

Выдающиеся фильмы о живописцах, от эпохи Возрождения до XX века

СНОБ
Физики проследили за распространением мощного лазерного луча в воде Физики проследили за распространением мощного лазерного луча в воде

Физики исследовали распространение мощного лазерного излучения через воду

N+1
Павел Антокольский Павел Антокольский

Поэт Павел Антокольский глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
«Отсутствие силы воли помогло мне чего-то добиться в жизни». Интервью с ресторатором и телеведущим Дмитрием Левицким «Отсутствие силы воли помогло мне чего-то добиться в жизни». Интервью с ресторатором и телеведущим Дмитрием Левицким

Предприниматель и телеведущий рассказал о пользе лени

СНОБ
10 способов сделать базовую вещь ультрамодной 10 способов сделать базовую вещь ультрамодной

С чем носить белую рубашку, чтобы быть самой стильной

Лиза
Сапиосексуальность Сапиосексуальность

5 качеств, на которые девушки западают, не глядя на внешность

Playboy
Кейт Миддлтон показала, как модно носить яркое пальто — учись у герцогини Кейт Миддлтон показала, как модно носить яркое пальто — учись у герцогини

Пальто классического кроя — основа зимнего гардероба Кейт Миддлтон

Cosmopolitan
Новые сани для Санты Новые сани для Санты

Если бы у Санта-Клауса был Porsche Taycan Cross Turismo – он успел бы ко всем

GQ
Психотерапия в России: почему ходить к психологу становится «хорошим тоном» Психотерапия в России: почему ходить к психологу становится «хорошим тоном»

Почему психотерапия становится популярной в России

Популярная механика
Осенние заготовки: копим в теле энергию, чтобы пережить зиму Осенние заготовки: копим в теле энергию, чтобы пережить зиму

Для чего нужна энергия Ци и почему зимой она становится на вес золота

Psychologies
Государства, которые просуществовали несколько дней Государства, которые просуществовали несколько дней

Не все страны могут похвастаться многовековой историей

Maxim
Певица года: Манижа Певица года: Манижа

Манижа показала российскому обществу его лицо

Glamour
Правило № 68: Ребята, надо верить в чудеса Правило № 68: Ребята, надо верить в чудеса

Коуч Алексей Ситников объясняет, как выдать безумные фантазии за бизнес

Tatler
Максим Никулин. Под счастливой звездой Юрия Никулина Максим Никулин. Под счастливой звездой Юрия Никулина

Максим Никулин — о своем отце Юрии Никулине и судьбе, переплетенной с цирком

Коллекция. Караван историй
Тили-тили тесто: выпечка по рецептам шеф-повара Александра Семыкина Тили-тили тесто: выпечка по рецептам шеф-повара Александра Семыкина

Выпечка по рецептам шефа ресторана «Пирог мясника» покорит любого

Cosmopolitan
Шимпанзе не понравился запах смерти Шимпанзе не понравился запах смерти

Шимпанзе продемонстрировали отвращение к путресцину

N+1
Разработчик дисплеев дополненной реальности WayRay создал электромобиль для зумеров Разработчик дисплеев дополненной реальности WayRay создал электромобиль для зумеров

WayRay создала трехместный электрокар с дисплеями дополненной реальности

Forbes
Жизнь после CEO: уйти, чтобы остаться Жизнь после CEO: уйти, чтобы остаться

Иногда уйти — это лучший способ остаться

Inc.
Брайан Кокс – о «Наследниках», культуре отмены и вседозволенности Брайан Кокс – о «Наследниках», культуре отмены и вседозволенности

Брайан Кокс о «Наследниках», об искреннем мате и моральных ориентирах

GQ
Мотивация и самоорганизация: почему управление своим состоянием — главный soft skill? Мотивация и самоорганизация: почему управление своим состоянием — главный soft skill?

Разбираемся в главном мягком навыке любого человека — управлении собой

Inc.
Они тебя обманывают: 8 «диетических» продуктов, от которых толстеют Они тебя обманывают: 8 «диетических» продуктов, от которых толстеют

Некоторые продукты только кажутся полезными и диетическими

Cosmopolitan
За пределами Нью-Йорка: сериалы, которые рассказывают о настоящей Америке За пределами Нью-Йорка: сериалы, которые рассказывают о настоящей Америке

Самые интересные сериалы про американскую глубинку

Cosmopolitan
Свобода власти: почему за 30 лет в России так и не появилось политической конкуренции Свобода власти: почему за 30 лет в России так и не появилось политической конкуренции

Почему в стране не возникло движений, способных оказать давление на власть

Forbes
«Нам было так хорошо вместе»: почему вы на самом деле скучаете по бывшему «Нам было так хорошо вместе»: почему вы на самом деле скучаете по бывшему

Почему тоска и грусть по бывшим все еще беспокоят вас?

Psychologies
Избавиться от стресса: что такое энергетический детокс? Избавиться от стресса: что такое энергетический детокс?

Как сбросить энергетический мусор и настроиться на позитивную волну

Psychologies
Что это было, или История одной матери — почти одиночки Что это было, или История одной матери — почти одиночки

Как часто это бывает: сама не старая еще, но жизнь почему-то кажется законченной

СНОБ
Открыть в приложении