Родственников не выбирают: как отношения с братьями и сестрами влияют на человека
Отношениям с отцом и матерью в психологии уделяется достаточно много внимания, тогда как о взаимодействии братьев и сестер говорят гораздо меньше, хотя оно также оказывает большое влияние на человека. Как наличие сиблингов (от англ. siblings — братья и сестры) и внутрисемейные роли связаны с нашим самоощущением, картиной мира и тем, как мы выстраиваем отношения в коллективе, разбирает практикующий психолог Екатерина Давыдова.
Исследование сиблинговых отношений началось относительно недавно. Еще во времена Фрейда это не было сколько-нибудь значимой темой — считается, что основоположник психоанализа упоминал иные родственные связи, кроме отца и матери, буквально несколько раз. Тогда как современные ученые вовсю обсуждают влияние очередности рождения на психику ребенка, а также отмечают особенности, свойственные старшим, средним, младшим детям в семье.
Так, отдельными исследованиями подтверждается, что люди, имеющие плохие отношения с братьями и сестрами в юности, больше склонны как к депрессии, так и к употреблению психоактивных веществ к 50 годам. А травля со стороны сиблинга повышает шанс того, что ребенок будет иметь склонности к селфхарму в подростковом возрасте или столкнется с психотическим расстройством к 18 годам. Подростки, которые ощущали, что сиблинги искренне принимали их убеждения и чувства, сообщают о более высоком уровне самооценки, а близкий контакт в детстве коррелирует с более низким уровнем депрессии и одиночества в старшем возрасте.
Для детей, живших в условиях бедности, в дисфункциональных семьях, с родителями, имевшими психическое заболевание или состоявших в разводе, присутствие эмоционально стабильного человека, например старшего сиблинга, повышало шансы хорошо адаптироваться к взрослой жизни. Также доказано, что наличие поддержки братьев и сестер ведет к лучшей успеваемости, но при этом в многодетных семьях картина может оказаться противоположной.
Психодинамическое направление психологии (подходы, исходящие из предположения, что в психике существуют внутренние мотивы и значения, часто бессознательные, влияющие на наше поведение, мысли и чувства. — Forbes Life) также имеет интересные взгляды на эту тему. Так, индивидуальная психология Альфреда Адлера (австрийский психолог, психиатр, создатель направления индивидуальной психологии. — Forbes Life) поместила взаимоотношения братьев и сестер в центр семейной жизни и, как итог, развития личности. Адлер утверждал, что динамика власти в семье, соперничество между братьями и сестрами за семейные ресурсы оказывают фундаментальное влияние на развитие человека. Он предполагал, что в качестве средства снижения конкуренции сиблинги дифференцируются, развивая разные качества и выбирая разные ниши. Некоторые современные исследования разного отношения родителей к братьям и сестрам подтверждают это.
Классический труд «Зависть и благодарность» всемирно известного психоаналитика Мелани Кляйн подробно исследует такие чувства, как зависть, ревность, жадность и способность к благодарности, а также то, как отец и сиблинги влияют на наш контакт с матерью. Считается, что в самых ранних отношениях «мать — дитя» закладываются основы нашего будущего благополучия, а братья и сестры могут быть конкурентами за любовь и внимание (особенно, когда второй ребенок появился в кризисный период развития первого, кому-то из детей отдают явное предпочтение или пренебрегают всеми).
В случае сильного дисбаланса это может привести к личностным дефицитам, в том числе во взрослом возрасте, сложностям в саморегуляции психических процессов, чувству зависти к тем, кто обладает желанными ресурсами (внимание, принятие, социальный капитал), и ревности к тем, кто на них тоже претендует.
В реальности это может принимать следующие формы: человек начинает ревновать начальника к коллеге, так как того больше похвалили, или собственного супруга к его хобби или работе, так как этому уделяется много времени. Подобное происходит из-за механизма переноса: эмоционально значимые, но не осознаваемые отношения прошлого мы переносим на текущие, и в них начинает разыгрываться схожая психодинамика.