В живом виде
Человек и его отношения с миром, изменение климата, конечность природных ресурсов, избыточное потребление, переработка отходов и уменьшение воздействия на экосистему как главное условие выживания планеты – проблемы окружающей среды всё чаще поднимают на выставочных площадках. Robb Report выбрал наиболее значимые проекты российских авторов на тему экологии.
EDEN — так называется масштабный проект, который уже 10 лет развивает Ольга Киселёва, художник и профессор Сорбонны, чья университетская лаборатория выросла в Art & Science International Institute. В 2020 году EDEN получил премию S+T+ARTS, победив в номинации «Инновационное сотрудничество» со слоганом «Биоарт: когда дерево становится партнёром». EDEN расшифровывается как Ethics — Durability — Ecology — Nature (Этика — Долговечность — Экология — Природа), и в результате тесного сотрудничества науки и искусства приводит к новому пониманию природы и масштабным общественным изменениям.
Всё началось в 2012 году с проекта «Биоприсутствие». С незапамятных времён в маленьком французском городе Бискарросе на центральной площади рос вяз. Местная легенда связывала его с историей любви между принцем и пастушкой. Принц ушёл на войну, а когда вернулся, злые языки убедили его, что пастушка была ему не верна. Принц отверг девушку, и она умерла от горя под вязом, который с тех пор каждую весну расцветал необыкновенными белыми цветами в форме венка — символа невинности. Посаженный в 1350 году бискарросский вяз считался самым древним в Европе, но в 2010 году дерево погибло — изменение климата повлияло на популяцию насекомых, которые поедали вредителей, паразиты стали селиться в вязах и уничтожать их по всему югу Европы. Для жителей Бискарроса вяз был важным городским символом, поэтому было решено установить на его месте объект искусства, и мэрия пригласила Ольгу Киселёву. Она пошла нелинейным путём и вместо создания памятной скульптуры из спилов старого дерева, как предполагалось изначально, занялась «оживлением» растения. Биологи из Национального института агрономии Франции (INRA) помогли ей найти вид вяза, устойчивый к вредителям, — им оказался сибирский вяз. А затем ДНК сибирского и погибшего вяза (его отростки сохранились у горожан) скрестили, так что новое здоровое дерево, посаженное на том же месте, сохраняет историческую память и остаётся биологическим носителем информации о прошлом. А кроме того, цветёт теми же белыми соцветиями в форме венка, которые помнят старожилы. Проект получил огромный резонанс. Оказалось, что сугубо биологические инструменты могут получить художественное осмысление, а прошлое не утрачивается безвозвратно. Есть и обратная связь — искусство возрождает природу и общественные связи, а эстетические ценности влияют на этику отношений между человеком и окружающей средой.