Михаил Зыгарь рассказывает о своем развлекательно-просветительском марафоне

Robb ReportКультура

Экономика внимания

Свитер, Off-White; рубашка, Pal Zileri; часы Santos-Dumont, Cartier.

Автор документальных романов «Вся кремлёвская рать» и «Империя должна умереть» Михаил Зыгарь основал креативную студию «История будущего», с которой запустил мультимедийные проекты «1917. Свободная история», «1968.Digital: год, когда всё началось», «Карта истории» и другие. Этот развлекательно-просветительский марафон никак не назовёшь благотворительным — студия зарабатывает (по оценке Forbes, выручка в 2018 году достигла 70 млн рублей), а его новый проект «Мобильный художественный театр» (МХТ), где декорацией становится город, стартовал летом 2019-го и вот-вот выйдет на окупаемость. Главный редактор Robb Report уточнил у Зыгаря подробности этой бурной деятельности.

Андрей Золотов: Как сейчас обстоят дела с МХТ?

Михаил Зыгарь: Хорошо обстоят. Мы придумали театр давно, раньше, чем остальные проекты, и долго вынашивали эту идею. По сути это не арт-проект, а сервис, который должен создавать условия для работы других людей. Первый спектакль «1000 шагов с Кириллом Серебренниковым» показали в тестовом режиме в ноябре 2018 года. Через год его выдвинули на «Золотую маску». И это первый случай, когда мобильное приложение было номинировано на театральную премию. Каждый месяц выходит по спектаклю, и они разножанровые — интеллектуальные и нацеленные на максимально широкую аудиторию, для детей и для взрослых. Мы хотим расширять свою географию: запустимся в Питере, есть план спектакля, который пойдёт одновременно в нескольких городах России и везде будет смотреться по-разному. В разработке спектакли с привязкой не к маршруту, а к действию, например, путешествию на поезде.

Как вообще появилась эта идея?

Мне кажется, я начал думать о театре как мобильном приложении, выходя из моря в Камбодже. В целом это часть моего подхода, моей озабоченности тем, что технологии сильно опередили готовность творческих людей к эксперименту. Айтишники — суперхудожники, которые творят новую реальность, а люди, называющие себя художниками, — консервативные лентяи, которые пытаются ездить на той же лошадке, что и 500 лет назад. Эта мысль меня преследует. Идею театра мы разрабатывали с моим многолетним партнёром по студии «История будущего» Кареном Шаиняном. Примерно полгода назад он начал заниматься собственными проектами и я остался один, поэтому отношения у нас получше, чем у Станиславского и Немировича-Данченко, которые продолжали работать вместе.

Футболка и джинсы, всё Brunello Cucinelli; часы Seamaster Planet Ocean, Omega.

Отсюда и аббревиатура МХТ в названии?

Сначала нам показалось, что «Мобильный художественный театр», сокращённо МХТ, — это классная шутка, но здесь есть и идеологическое содержание. Станиславский и Немирович-Данченко ставили цель сделать театр общедоступным, они так и хотели его назвать — Московский художественный общедоступный театр (МХОТ). До того это искусство было дворцовым, очень закрытым. В этом смысле «Мобильный театр» — тоже максимально открытый и максимально доступный театр, поэтому я считаю, что идея Станиславского в нашем МХТ восторжествовала.

В беседе с одним художником услышал мысль о том, что в фантастических романах и фильмах нет места искусству. Мы представляем, как будет выглядеть та или иная профессия, но про арт там ни слова.

Психология человека радикально поменялась благодаря вот этой штуке (берёт в руку смартфон). Второй раз в истории после палки-копалки. Будет враньём сказать, что мы знаем, какими будут привычки человека через 10 лет. Когда в 1960-е годы телевидение стало общедоступным, старшее поколение всячески било в набат и говорило: растёт бездуховное, бессодержательное, пустое, думающее только о сексе и развлечениях поколение — конец цивилизации и катастрофа. Потом люди, которые выросли перед телевизором, изобрели интернет, и их система ценностей совершенно отличается от той, что была в дотелевизионную эпоху. Понятно, что телевизор чуть меньше повлиял на психологию человека, чем сейчас влияет мобильный телефон, потому что перед телевизором человек физически не может проводить круглые сутки, а с телефоном он все 24 часа. Поэтому предугадать нельзя.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Настоящий полковник Настоящий полковник

Строительный и вещевой рынки сделали Владимира Лещикова миллиардером

Forbes
Смех сквозь слезы: трагедии в жизни актрис комедийного жанра Смех сквозь слезы: трагедии в жизни актрис комедийного жанра

Мало кто знает, сколько слез им пришлось пролить в реальной жизни

Cosmopolitan
Вид сверху: как и зачем кино летает над землей Вид сверху: как и зачем кино летает над землей

Фильмы о полетах и пилотах

GQ
Лечиться по-другому Лечиться по-другому

Физические и психические болезни взаимосвязаны

Psychologies
Жизнь на Марксе Жизнь на Марксе

Как сегодня выглядит борьба с капитализмом в сердце Европы

Esquire
«Мы ждем перемен»: что стоит за нашим желанием чего-то иного «Мы ждем перемен»: что стоит за нашим желанием чего-то иного

Иногда хочется круто изменить жизнь: развестись, сбежать из родного города

Psychologies
От грехов до автоугонов: 6 удивительных музеев России От грехов до автоугонов: 6 удивительных музеев России

Если слово «музей» навевает на вас тоску и сонливость, вы ходили не в те музеи

РБК
Режим полета Режим полета

«Вокруг света» отправился в Оман

Вокруг света
Мужчина для битья: почему современный мужчина так часто испытывает чувство вины Мужчина для битья: почему современный мужчина так часто испытывает чувство вины

И почему ему иногда от этого хорошо, а иногда — плохо.

Maxim
100 лет гению: 5 неочевидных фильмов Феллини, которые стоит посмотреть в его юбилей 100 лет гению: 5 неочевидных фильмов Феллини, которые стоит посмотреть в его юбилей

Классику итальянского кино Федерико Феллини 20 января исполнилось бы 100 лет

Forbes
«Отменили штраф слишком поздно». Почему приставы игнорируют решения ГИБДД «Отменили штраф слишком поздно». Почему приставы игнорируют решения ГИБДД

Автомобилист судится с приставами и ГИБДД из-за несправедливого наказания

РБК
Гений и злодейство: вышел фильм «Танец с саблями» о жизни композитора Арама Хачатуряна Гений и злодейство: вышел фильм «Танец с саблями» о жизни композитора Арама Хачатуряна

Почему сегодня вечный конфликт гения и злодейства кажется актуальным как никогда

Forbes
Зачем людям деньги Зачем людям деньги

Как обучить детей финансовой грамотности и обеспечить их будущее

Robb Report
Почему могут перестать летать российские ракеты? Правда об инвестициях в Россию, которая не прозвучала в Давосе Почему могут перестать летать российские ракеты? Правда об инвестициях в Россию, которая не прозвучала в Давосе

Какая проблема российских властей мешает привлекать иностранные инвестиции

Forbes
Спасибо, что продержались. Какое наследие оставило правительство Дмитрия Медведева Спасибо, что продержались. Какое наследие оставило правительство Дмитрия Медведева

Какое наследие оставил медведевский кабинет своим преемникам в Белом доме?

Forbes
«Маленькие женщины» – неожиданный поворот в карьере Греты Гервиг «Маленькие женщины» – неожиданный поворот в карьере Греты Гервиг

Фильм «Маленькие женщины» – безусловный триумф

GQ
Муза Муза

Солистка IOWA Катя Иванчикова в буквальном смысле воспевает экосознательность

Собака.ru
Смерть бессильного вождя Смерть бессильного вождя

Это был лидер страны, у которого из средств общения осталась только мимика

Дилетант
Закопанные миллиарды: как дороги превращаются в пожирателей бюджетов Закопанные миллиарды: как дороги превращаются в пожирателей бюджетов

Когда не нужно строить новые дороги?

Forbes
«Власти смогут «хакнуть» людей»: глава Huawei и автор Sapiens поспорили об опасности искусственного интеллекта «Власти смогут «хакнуть» людей»: глава Huawei и автор Sapiens поспорили об опасности искусственного интеллекта

Основатель Huawei уверен, что ИИ не так опасен, как атомная бомба

Forbes
Драма на экране: зачем Александр Мамут и Иван Вырыпаев запускают онлайн-театр Драма на экране: зачем Александр Мамут и Иван Вырыпаев запускают онлайн-театр

Чем онлайн театр отличается от трансляции оперы или спектакля на экране?

Forbes
Улыбаемся и пашем Улыбаемся и пашем

Пять правил эффективной работы из дома

Лиза
Что общего между гвоздём и Парижем? Что общего между гвоздём и Парижем?

Откуда появились выражение «гвоздя не хватило»?

Наука и жизнь
Иордань, Роскомнадзор и Грета Тунберг Иордань, Роскомнадзор и Грета Тунберг

Почему в России даже Крещение — смесь народного героизма и тупейшей казенщины

Русский репортер
Пледы и зрелище: президент сети кинотеатров «Каро» о будущем индустрии Пледы и зрелище: президент сети кинотеатров «Каро» о будущем индустрии

Почему кинотеатрам не страшны новые технологии и что дальше будет с пиратством

Forbes
Инерционный поворот Инерционный поворот

Многолетние периоды крепкого рубля обычно заканчиваются девальвационным шоком

Forbes
В главной роли – литература: какие произведения читают герои популярных фильмов В главной роли – литература: какие произведения читают герои популярных фильмов

Как эти книги раскрывают сюжеты кино

GQ
4 типа темперамента и как они проявляются у мужчин 4 типа темперамента и как они проявляются у мужчин

Как четыре типа темперамента проявляются у мужчин

Psychologies
С Бродвея на экран: 5 фильмов, которые сначала были мюзиклами С Бродвея на экран: 5 фильмов, которые сначала были мюзиклами

Как появились самые успешные экранизации бродвейских постановок

РБК
Смотритель маяка Смотритель маяка

Роберт Паттинсон – почему обязательно нужно увидеть черно-белый хоррор «Маяк»

Grazia
Открыть в приложении