Резервы ФСИН: почему труд заключенных не поможет решить проблему нехватки кадров
Привлечение осужденных к работе на стройках и заводах вряд ли должно напоминать о сталинских временах. Проблема скорее в том, что такие работники не слишком нужны бизнесу, считает эксперт Общероссийского гражданского форума Ольга Шепелева
Право на труд
Предложение директора ФСИН Александра Калашникова о замене рабочих-мигрантов осужденными обсуждается очень бурно, в том числе и из-за понятных ассоциаций с ГУЛАГом. Но надо понимать, что речь идет только о тех заключенных, кто отбывает наказание в виде принудительных работ. Это новый вид наказания, появившийся в 2017 году. Принудительные работы могут быть назначены судом при вынесении приговора или уже после того, как осужденный отсидел часть срока.
Трудятся там, куда направит ФСИН: это может быть и государственная компания, и частная структура. При этом заключенный живет в специальном общежитии, с намного более мягким режимом, чем в колонии — это установлено в Уголовно-исполнительном кодексе и типовом распорядке, утвержденным Минюстом. Например, заключенному разрешается иметь при себе деньги, самому покупать и готовить еду, приобретать одежду, покидать общежитие с разрешения руководства. После отбытия трети срока принудительных работ осужденный может получить право жить вне общежития со своей семьей. Предполагается, что из-за меньшей строгости режима этот вид наказания помогает заключенному сохранить контакты с обществом. Кроме того, работая, осужденный может быстрее компенсировать ущерб причиненный потерпевшему.