Ресурсное проклятие: как таланты могут препятствовать нашему развитию
Термин «ресурсное проклятие» означает ситуацию, когда богатые невозобновляемыми природными ресурсами страны в долгосрочной перспективе оказываются менее экономически развитыми, чем страны с меньшими запасами ресурсов, так как фокусируются исключительно на экспорте. Иногда он используется и по отношению к людям — когда те, обладая определенными талантами, не реализовывают свой потенциал. Почему так происходит? И какие шаги помогут его раскрыть?
Вера в одаренность: польза или вред
Мы часто видим перед собой примеры людей, которым многое дается легко. Кто-то прекрасно поет, хотя никогда не учился в музыкальной школе, кто-то может заряжать толпу, и на его публичные выступления билеты раскупают за многие месяцы. Кто-то имеет предпринимательскую жилку, всегда точно угадывает время для запуска успешного стартапа и знает, в какой проект точно стоит вкладываться.
Даже если взять истории успешных людей, многие из них выглядят так, будто талант человека долгие годы «ждал» возможности раскрыться. Например, Ингеборга Моотц впервые занялась инвестированием в возрасте 75 лет, причем эту идею не поддержали даже ее родственники. Но за последующие двадцать лет домохозяйка заработала более 3 млн евро. Другой популярный пример — Рут Флауэрс, известная как Мами Рок, которая в 66 лет познакомилась с клубной культурой и в 68 лет стала всемирно известным ди-джеем.
Но концентрация на идее о врожденных талантах может достаточно сильно мешать самореализации. Среди ее последствий:
- Развитие инфантилизма — фраза «у меня просто нет талантов» помогает смириться с успехом других и с тем уровнем, который имеем мы сами. Это приводит к перекладыванию ответственности с наших действий на наши гены.
- Риск провала на полпути — даже если у человека есть врожденные склонности к какой-то деятельности, этого недостаточно для достижения успеха — без самодисциплины и постоянной практики прийти к выдающимся результатам невозможно. Поэтому сфокусированный и нацеленный на результат «посредственный работник» зачастую добивается большего, чем «талантливый». Так, к примеру, история Уолта Диснея началась с неудач. Он был уволен с работы в газете за нехватку воображения и хороших идей, а его первые мультики отклонялись анимационными студиями как «слишком страшные».