Рецензия на фильмы "Прекрасный день по соседству" и "Друг", снятые по статьям Esquire
На прошедшем в сентябре кинофестивале в Торонто показали сразу два пронзительных фильма, вдохновленных статьями Esquire, — причем с корреспондентами Esquire в качестве главных героев. Пройти мимо такого мы, понятное дело, не могли. В "Прекрасном дне по соседству" Том Хэнкс сыграл одну из лучших своих ролей, которая запомнится не хуже Форреста Гампа, а фильм "Друг" с Кейси Аффлеком и Дакотой Джонсон рассказывает о том, что дружба может быть по-настоящему бескорыстной.
В последние годы кинофестивали пытаются выправить объективный дисбаланс между “женской” и “мужской” драматургией, и этим стоит продолжать заниматься до тех пор, пока не исчезнет само это деление — и эти кавычки. Но пока кавычки остаются, и писать о тенденциях в “мужских” историях тоже нужно. Одна из них заключается в том, что фестивальные фильмы последовательно заявляют о праве мужчин на хрупкость. Герои “Паразитов” плачут от бессилия; комик-неудачник из “Джокера” становится террористом после череды унижений; ветеринар из “Догмена” чувствует себя мелкой и слабой дворнягой в мире волкодавов; а куда приводит мужество гонщиков из “Форда против Феррари”, можно будет узнать 14 ноября, когда фильм выйдет в российский прокат. Или в “Википедии” прямо сейчас.
И это смягчение нравов началось, разумеется, не недавно (точно так же, как и не недавно в кино появились сильные женские характеры), и в этом контексте почему-то хочется вспомнить фильм “Сексоголик” 2009 года. В нем герой Майкла Дугласа — эталон старого мужества — осознавал себя исчезающим видом (писатель Филип Рот в одноименном рассказе назвал такой тип мужчин “умирающими животными”) и уступал место под солнцем персонажу Джесси Айзенберга — слабому, инфантильному, неказистому, но свободному от директив старой культуры.
По иронии судьбы два главных фильма минувшего фестиваля в Торонто о мужской хрупкости оказались связаны с мужским журналом Esquire. Оба не просто основаны на реальных статьях нашего издания, но и делают своими главными героями настоящих журналистов.
В фильме “Прекрасный день по соседству” привыкший к серьезным заданиям корреспондент Ллойд Фогль (прототипа зовут Томом Джунодом) отправляется в якобы унизительную для него командировку — написать короткий очерк о Фреде Роджерсе, легендарном ведущем детских передач. Этот профайл должен стать частью рубрики Esquire Heroes — формата столь же популярного у читателей, как и “Правила жизни” (профайл под заголовком Can You Say...Hero? был опубликован в 1998 году. — Esquire). Но журналист в силу собственных daddy issues пытается разоблачить отца нации; уж больно святым, доброжелательным и мудрым кажется ему