Построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП

РБКБизнес

Внимание на дорогу

В России стартует нацпроект, цель которого — построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП. Реализация программы в ближайшие пять лет потребует не только финансовых затрат, но и пересмотра технологий дорожного строительства.

Текст Владимир Миронов

С начала следующего года в соответствии с президентскими майскими указами 2018-го стартует национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Его в 2017–2018 годах предварял почти одноименный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД).

Приоритетный проект в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) назвали «репетицией» совместной проектной деятельности федеральных и региональных органов власти по развитию транспортной инфраструктуры. Нацпроект БКАД будет гораздо масштабнее.

Если в этом и прошлом годах федеральную поддержку на развитие дорожной сети получали только 38 городских агломераций, то теперь наработанный опыт, как сообщают в пресс-службе Минтранса России, будет масштабирован на другие территории: в программе примут участие все субъекты РФ. Исключения — Москва и Санкт-Петербург, где транспортные системы модернизируются по своим отдельным программам.

Позади БРИКС

По оценкам Всемирного экономического форума, наша страна по качеству транспортной инфраструктуры и по качеству автомобильных дорог занимает 64-е и 123-е места соответственно из 144 возможных. «Плотность сети автомобильных дорог с поправкой на плотность населения (коэффициент Энгеля) у нас существенно ниже, чем во всех странах БРИКС. Даже в европейской части России этот показатель ниже, чем в Индии, Бразилии и ЮАР», — говорится в совместном докладе «Интегрированная транспортная система» Центра стратегических разработок (ЦСР) и Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ), который был опубликован в мае этого года.

Ключевыми проблемами российского транспортного комплекса в целом, и автодорог в том числе, авторы доклада называют технологическую отсталость, недостаточное финансирование и неэффективное государственное регулирование. Цена вопроса — триллионные экономические убытки для государства, бизнеса и населения ежегодно, а также человеческие жизни, унесенные в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). При этом, по словам экспертов, даже приблизительных суммарных оценок таких потерь сейчас нет.

«Дорожные карты»

К по-настоящему системным мерам российские власти приступили два года назад, начав реализацию проекта БКД. Он предусматривал проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети региональных и муниципальных дорог, а также улиц внутри 38 крупнейших агломераций. Среди них, к примеру, близкие к столице Рязанская, Ярославская и Тульская области, южные регионы — Краснодарский край и Астраханская область, далекие от центра Иркутская и Хабаровская области.

На проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети региональных и муниципальных дорог и улиц внутри крупнейших агломераций в 2017 году было направлено 64,8 млрд руб., в 2018-м — порядка 64,7 млрд руб. «Это очень значительная поддержка дорожного хозяйства регионов», — отмечает пресс-служба Росавтодора.

Доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, на включенных в проект территориях в 2017 году должна была достичь 44%, а в 2018-м — 50%.

Однако по факту уже за первый год реализации соответствующий показатель был превзойден и достиг 52,5%. Предположительно, как говорят в Росавтодоре, итоговая цифра в 2018-м составит 62,5%.

Параллельно с этим стояла задача сократить на дорогах количество аварийно-опасных участков: на 27% — в 2017-м, на 50% — в 2018 году. Эта задача, по словам дорожных чиновников, также была выполнена.

Берем шире

Национальный проект БКАД разделен на четыре блока (федеральных проекта):

  • «Дорожная сеть»;  
  • «Безопасность дорожного движения»;  
  • «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»;  
  • «Автомобильные дороги Министерства обороны России».

Количество территорий, участвующих в нацпроекте, расширено до масштабов всей страны. В него войдут агломерации, которые образуются 104 административными центрами всех субъектов РФ (опять же кроме Москвы и Санкт-Петербурга с областями), а также городами, где численность населения превышает 200 тыс. человек.

К концу 2024 года во всех регионах доля автомобильных дорог, отвечающих нормативному транспортно- эксплуатационному состоянию (техрегламенту

Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»), как отмечают в пресс-службе Минтранса РФ, должна быть увеличена с текущих 43,1 до 50,9%. В надлежащее состояние планируется привести также 85% улично-дорожной сети в городах и населенных пунктах. По итогам реализации нацпроекта протяженность дорожной сети городских агломераций должна составить более 90 тыс. км. Специалисты Росавтодора добавляют, что при этом до 9,1% должна быть снижена доля федеральных и региональных трасс, которые работают в режиме перегрузки.

Также на всей сети дорог общего пользования планируется выявлять точки, где чаще всего происходят ДТП, и устранять их причины, что, по замыслам авторов проекта, должно привести к многократному снижению количества пострадавших в авариях людей. За 11 месяцев 2018 года, по данным ГИБДД, на автодорогах в России в 136 тыс. ДТП погибли почти 15 тыс. человек и более 174 тыс. получили травмы различной степени тяжести. К 2024 году смертность при ДТП, согласно государственным планам, должна сократиться на треть, а в 2030-м сведена практически к нулю.

Точные объемы финансирования нацпроекта еще окончательно не определены. Но, как следует из паспорта проекта БКАД, доля финансирования работ по ремонту региональных и межмуниципальных дорог за счет федерального бюджета, которая в прошлом году составляла 17%, в 2019 году увеличится до 30%, в 2020-м — до 35%, в 2021-м — до 40%, в 2022 -м — до 45%, а в 2023–2024 годах она достигнет 50%.

Авторы и кураторы нацпроекта планируют создать реестр новых технологий, материалов и технологических решений повторного применения, благодаря которому, как говорят в пресс-службе Росавтодора, регионы смогут получать готовые для внедрения передовые решения.

В частности, в последнее время много говорится о возвращении к технологиям строительства автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями — они широко применялись в СССР и давно активно используются в Европе и США. «Как показывает мировой опыт, снизить эксплуатационные издержки, увеличить сроки службы российских автотрасс можно только за счет применения современных технологий и материалов при их строительстве и реконструкции. Речь, в частности, может идти об устройстве жестких оснований дорожных одежд и цементобетонных покрытий. На примере недавно открывшегося участка дороги в Новосибирской области (реконструкция трассы Р-254 «Иртыш». — РБК+) при замене асфальтобетона на цементобетон в дорожном строительстве расчетная экономия средств на содержание дороги составила 29,5%», — говорит директор по корпоративным отношениям компании «ЛафаржХолсим Россия» Виталий Богаченко.

Эксперты признают: переход государства к комплексным мерам позволяет рассчитывать на то, что в перспективе в России наконец появятся качественные автодороги, соответствующие мировому уровню. Однако, по словам депутата Госдумы, модератора тематической площадки «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Общероссийского народного фронта Александра Васильева, это возможно только при усиленном общественном контроле над реализацией мероприятий нацпроекта. На стадии исполнения задач остается еще очень много проблем, подчеркивает депутат. Это и отсутствие обязательных гарантийных сроков на ремонт и строительство дорог, и фирмы-однодневки, получающие крупные госконтракты за счет демпинга, и фактор сезонности дорожных работ. Сохраняется актуальность кадрового вопроса, особенно на уровне управления отраслью. Наконец, есть еще вопрос безопасности. «Установка одних лишь видеокамер, чтобы штрафовать автомобилистов, не приводит к значительному снижению аварийности», — резюмирует Александр Васильев.

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хозяйке на заметку Хозяйке на заметку

Наталия Шагарина создала агрегатор акций и скидок и продала его «Яндексу»

Forbes
Не дай себе закиснуть! Не дай себе закиснуть!

Как не нарушить кислотно-щелочное равновесие нашего тела

Лиза
Экономика российской каши Экономика российской каши

Гречка против риса. Экономика российской каши

РБК
$7 млрд на лекарствах от рака: придет ли биотех на смену ИТ $7 млрд на лекарствах от рака: придет ли биотех на смену ИТ

Компания Moderna Therapeutics готова к полумиллиардному IPO

Forbes
5 дорожных инноваций 5 дорожных инноваций

Бетон вместо асфальта. 5 дорожных инноваций

РБК
Узник мыса Антиб. Приключения Сулеймана Керимова на Лазурном берегу Узник мыса Антиб. Приключения Сулеймана Керимова на Лазурном берегу

История задержания и освобождения сенатора Сулеймана Керимова во Франции

Forbes
Большая мечта Большая мечта

Сможет ли Mundfish сделать игру Atomic Heart глобальной франшизой

РБК
Личный опыт: я полностью отказалась от сахара — и вот что из этого вышло Личный опыт: я полностью отказалась от сахара — и вот что из этого вышло

Стоит ли полностью исключать сахар из рациона? Опыт блогера и советы врача

Собака.ru
Вышли в тираж Вышли в тираж

Как в Российской империи развивались книгоиздание и печатное дело

Forbes
38 вопросов, чтобы лучше узнать мать 38 вопросов, чтобы лучше узнать мать

Задай эти вопросы своей маме, если ты хочешь познакомиться с ней поближе

Psychologies
Семейные узы Семейные узы

Рейтинг самых богатых женщин России

Forbes
Почему бывший ищет встречи с вами? Почему бывший ищет встречи с вами?

Что скрывается за неожиданным возвращением бывшего партнера

Psychologies
Восток и его обитатели Восток и его обитатели

В озере Восток под ледовым щитом Антарктиды есть жизнь

Популярная механика
Обзор кофемашины Philips Saeco SM5573/10: элитный бариста на вашей кухне Обзор кофемашины Philips Saeco SM5573/10: элитный бариста на вашей кухне

Плюсы и минусы кофемашины Philips с 12 предустановленными видами напитков

CHIP
Как увеличить время работы смартфона: 10 лайфхаков от CHIP Как увеличить время работы смартфона: 10 лайфхаков от CHIP

Наши советы помогут вашему смартфону дольше проработать без подзарядки

CHIP
Страна глухих. Как умение общаться стало главным навыком в бизнесе Страна глухих. Как умение общаться стало главным навыком в бизнесе

В эпоху цифровизации люди начали терять коммуникативные навыки

Forbes
«Три упражнения от тревоги, которым меня научил психотерапевт» «Три упражнения от тревоги, которым меня научил психотерапевт»

Техники, которые помогают справляться с тревожностью

Psychologies
В лесу родилась елочка... И что с ней будет дальше В лесу родилась елочка... И что с ней будет дальше

Что лучше выбрать: натуральную или искусственную ель?

Популярная механика
Иван Никифоров Иван Никифоров

Глава Совета по туризму Санкт-Петербурга проводит акцию «Волна здоровья»

Собака.ru
Венедиктинцы Венедиктинцы

Сергей Минаев и Алексей Венедиктов спорят на тему информационных трендов

Esquire
С годом свиньи, коллеги! С годом свиньи, коллеги!

Что подарить коллегам на Новый год?

Лиза
Идея! Идея!

Упаковать подарки, съесть цветы и растянуть джинсы

Maxim
Отметить новый год эффектно Отметить новый год эффектно

Как отметить новый год со спецэффектами

Maxim
С днем рождения, Брэд Питт! 8 фильмов с ним, где все совсем не идеально С днем рождения, Брэд Питт! 8 фильмов с ним, где все совсем не идеально

У всех нас иногда что-то не получается

Playboy
«У меня двое детей, и оба неизлечимо больны» «У меня двое детей, и оба неизлечимо больны»

«У меня двое детей, и оба неизлечимо больны»

Psychologies
Цена успеха: как дорого мы готовы заплатить Цена успеха: как дорого мы готовы заплатить

Как устроен успех и можно ли быть успешным во всем?

Psychologies
Так оно и было! Так оно и было!

Конец декабря – самое время подводить итоги уходящего года

Grazia
Я, снова я и Петров Я, снова я и Петров

Раздвоение Александра Петрова: каким был самый популярный актер до своей славы

Esquire
С прицелом на будущее: зачем «Яндекс» выпустил свой первый смартфон С прицелом на будущее: зачем «Яндекс» выпустил свой первый смартфон

Компания «Яндекс» анонсировала свой первый смартфон

Forbes
Как писатель Алексей Иванов планирует заработать на новом романе «Пищеблок» Как писатель Алексей Иванов планирует заработать на новом романе «Пищеблок»

Как устроена экономика творчества современного писателя

Forbes
Открыть в приложении