Построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП

РБКБизнес

Внимание на дорогу

В России стартует нацпроект, цель которого — построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП. Реализация программы в ближайшие пять лет потребует не только финансовых затрат, но и пересмотра технологий дорожного строительства.

Текст Владимир Миронов

С начала следующего года в соответствии с президентскими майскими указами 2018-го стартует национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Его в 2017–2018 годах предварял почти одноименный приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД).

Приоритетный проект в Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор) назвали «репетицией» совместной проектной деятельности федеральных и региональных органов власти по развитию транспортной инфраструктуры. Нацпроект БКАД будет гораздо масштабнее.

Если в этом и прошлом годах федеральную поддержку на развитие дорожной сети получали только 38 городских агломераций, то теперь наработанный опыт, как сообщают в пресс-службе Минтранса России, будет масштабирован на другие территории: в программе примут участие все субъекты РФ. Исключения — Москва и Санкт-Петербург, где транспортные системы модернизируются по своим отдельным программам.

Позади БРИКС

По оценкам Всемирного экономического форума, наша страна по качеству транспортной инфраструктуры и по качеству автомобильных дорог занимает 64-е и 123-е места соответственно из 144 возможных. «Плотность сети автомобильных дорог с поправкой на плотность населения (коэффициент Энгеля) у нас существенно ниже, чем во всех странах БРИКС. Даже в европейской части России этот показатель ниже, чем в Индии, Бразилии и ЮАР», — говорится в совместном докладе «Интегрированная транспортная система» Центра стратегических разработок (ЦСР) и Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ), который был опубликован в мае этого года.

Ключевыми проблемами российского транспортного комплекса в целом, и автодорог в том числе, авторы доклада называют технологическую отсталость, недостаточное финансирование и неэффективное государственное регулирование. Цена вопроса — триллионные экономические убытки для государства, бизнеса и населения ежегодно, а также человеческие жизни, унесенные в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП). При этом, по словам экспертов, даже приблизительных суммарных оценок таких потерь сейчас нет.

«Дорожные карты»

К по-настоящему системным мерам российские власти приступили два года назад, начав реализацию проекта БКД. Он предусматривал проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети региональных и муниципальных дорог, а также улиц внутри 38 крупнейших агломераций. Среди них, к примеру, близкие к столице Рязанская, Ярославская и Тульская области, южные регионы — Краснодарский край и Астраханская область, далекие от центра Иркутская и Хабаровская области.

На проведение ремонтных работ и комплекса мер по повышению безопасности дорожного движения на сети региональных и муниципальных дорог и улиц внутри крупнейших агломераций в 2017 году было направлено 64,8 млрд руб., в 2018-м — порядка 64,7 млрд руб. «Это очень значительная поддержка дорожного хозяйства регионов», — отмечает пресс-служба Росавтодора.

Доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, на включенных в проект территориях в 2017 году должна была достичь 44%, а в 2018-м — 50%.

Однако по факту уже за первый год реализации соответствующий показатель был превзойден и достиг 52,5%. Предположительно, как говорят в Росавтодоре, итоговая цифра в 2018-м составит 62,5%.

Параллельно с этим стояла задача сократить на дорогах количество аварийно-опасных участков: на 27% — в 2017-м, на 50% — в 2018 году. Эта задача, по словам дорожных чиновников, также была выполнена.

Берем шире

Национальный проект БКАД разделен на четыре блока (федеральных проекта):

  • «Дорожная сеть»;  
  • «Безопасность дорожного движения»;  
  • «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»;  
  • «Автомобильные дороги Министерства обороны России».

Количество территорий, участвующих в нацпроекте, расширено до масштабов всей страны. В него войдут агломерации, которые образуются 104 административными центрами всех субъектов РФ (опять же кроме Москвы и Санкт-Петербурга с областями), а также городами, где численность населения превышает 200 тыс. человек.

К концу 2024 года во всех регионах доля автомобильных дорог, отвечающих нормативному транспортно- эксплуатационному состоянию (техрегламенту

Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»), как отмечают в пресс-службе Минтранса РФ, должна быть увеличена с текущих 43,1 до 50,9%. В надлежащее состояние планируется привести также 85% улично-дорожной сети в городах и населенных пунктах. По итогам реализации нацпроекта протяженность дорожной сети городских агломераций должна составить более 90 тыс. км. Специалисты Росавтодора добавляют, что при этом до 9,1% должна быть снижена доля федеральных и региональных трасс, которые работают в режиме перегрузки.

Также на всей сети дорог общего пользования планируется выявлять точки, где чаще всего происходят ДТП, и устранять их причины, что, по замыслам авторов проекта, должно привести к многократному снижению количества пострадавших в авариях людей. За 11 месяцев 2018 года, по данным ГИБДД, на автодорогах в России в 136 тыс. ДТП погибли почти 15 тыс. человек и более 174 тыс. получили травмы различной степени тяжести. К 2024 году смертность при ДТП, согласно государственным планам, должна сократиться на треть, а в 2030-м сведена практически к нулю.

Точные объемы финансирования нацпроекта еще окончательно не определены. Но, как следует из паспорта проекта БКАД, доля финансирования работ по ремонту региональных и межмуниципальных дорог за счет федерального бюджета, которая в прошлом году составляла 17%, в 2019 году увеличится до 30%, в 2020-м — до 35%, в 2021-м — до 40%, в 2022 -м — до 45%, а в 2023–2024 годах она достигнет 50%.

Авторы и кураторы нацпроекта планируют создать реестр новых технологий, материалов и технологических решений повторного применения, благодаря которому, как говорят в пресс-службе Росавтодора, регионы смогут получать готовые для внедрения передовые решения.

В частности, в последнее время много говорится о возвращении к технологиям строительства автомобильных дорог с цементобетонными покрытиями — они широко применялись в СССР и давно активно используются в Европе и США. «Как показывает мировой опыт, снизить эксплуатационные издержки, увеличить сроки службы российских автотрасс можно только за счет применения современных технологий и материалов при их строительстве и реконструкции. Речь, в частности, может идти об устройстве жестких оснований дорожных одежд и цементобетонных покрытий. На примере недавно открывшегося участка дороги в Новосибирской области (реконструкция трассы Р-254 «Иртыш». — РБК+) при замене асфальтобетона на цементобетон в дорожном строительстве расчетная экономия средств на содержание дороги составила 29,5%», — говорит директор по корпоративным отношениям компании «ЛафаржХолсим Россия» Виталий Богаченко.

Эксперты признают: переход государства к комплексным мерам позволяет рассчитывать на то, что в перспективе в России наконец появятся качественные автодороги, соответствующие мировому уровню. Однако, по словам депутата Госдумы, модератора тематической площадки «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Общероссийского народного фронта Александра Васильева, это возможно только при усиленном общественном контроле над реализацией мероприятий нацпроекта. На стадии исполнения задач остается еще очень много проблем, подчеркивает депутат. Это и отсутствие обязательных гарантийных сроков на ремонт и строительство дорог, и фирмы-однодневки, получающие крупные госконтракты за счет демпинга, и фактор сезонности дорожных работ. Сохраняется актуальность кадрового вопроса, особенно на уровне управления отраслью. Наконец, есть еще вопрос безопасности. «Установка одних лишь видеокамер, чтобы штрафовать автомобилистов, не приводит к значительному снижению аварийности», — резюмирует Александр Васильев.

Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Прачечная на замке Прачечная на замке

Как российские деньги и прибалтийские банки потеряли друг друга

Forbes
Геометрия, блестки, 3D-арт: 9 необычных идей новогоднего маникюра Геометрия, блестки, 3D-арт: 9 необычных идей новогоднего маникюра

Геометрия, блестки, 3D-арт: 9 необычных идей новогоднего маникюра

Cosmopolitan
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
Китайские близнецы открыли новую эру эволюции человека Китайские близнецы открыли новую эру эволюции человека

Редактирование генома человека разделило историю человечества на «до» и «после»

Forbes
5 дорожных инноваций 5 дорожных инноваций

Бетон вместо асфальта. 5 дорожных инноваций

РБК
Первый визит Оззи Осборна в СССР: как это было и к чему привело Первый визит Оззи Осборна в СССР: как это было и к чему привело

Как Оззи Осборн впервые оказался в России в 1989 году на фестивале в Лужниках

Maxim
Подъем по тревоге Подъем по тревоге

Как перестать волноваться о глобальных проблемах и надвигающемся конце света

GQ
Она вернется Она вернется

«СтарХит» раскрывает детали предстоящего шоу Аллы Пугачевой

StarHit
Слиятельные люди Слиятельные люди

Кто все еще делает бизнес на умирающем российском рынке M&A

Forbes
$7 млрд на лекарствах от рака: придет ли биотех на смену ИТ $7 млрд на лекарствах от рака: придет ли биотех на смену ИТ

Компания Moderna Therapeutics готова к полумиллиардному IPO

Forbes
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Ирина Кирсанова: «Главное — не пытаться поменять то, что подарила природа» Ирина Кирсанова: «Главное — не пытаться поменять то, что подарила природа»

Ирина Кирсанова о правильной помаде, а также о том, как все успеть

Cosmopolitan
Рокетмен Рокетмен

Как сделать из сноуборда реактивный стенд для испытаний?

Популярная механика
Михаил Полицеймако. «Любимая собирает меня на работу» Михаил Полицеймако. «Любимая собирает меня на работу»

Михаил Полицеймако. Как воспитать детей, чтобы не попасть в дом престарелых

StarHit
Мастера превращений Мастера превращений

Фантастическое преображение, способное сделать гусеницу прекрасной бабочкой

Вокруг света
До белого каления До белого каления

Главные скандалы уходящего года

StarHit
Не скучно и не старит: учимся носить классику у Кейт Миддлтон Не скучно и не старит: учимся носить классику у Кейт Миддлтон

Герцогиня Кембриджская выглядит очаровательно даже в самом строгом наряде

Cosmopolitan
Автор «Настольной книги коллекционера»: «За последние 15 лет частные коллекции заметно улучшились» Автор «Настольной книги коллекционера»: «За последние 15 лет частные коллекции заметно улучшились»

О хороших и плохих коллекциях и о том, почему коллекцию лучше собирать одному

Forbes
Анонимное резюме. Можно ли бороться с дискриминацией при приеме на работу Анонимное резюме. Можно ли бороться с дискриминацией при приеме на работу

Анонимное резюме. Можно ли бороться с дискриминацией при приеме на работу

Forbes
Она подмигнула или у нее просто тик? 6 признаков, что ты нравишься девушке Она подмигнула или у нее просто тик? 6 признаков, что ты нравишься девушке

Как понять, что ты нравишься девушке, и не показаться идиотом?

Playboy
Алкогений: Ярослав Гашек Алкогений: Ярослав Гашек

К 20 годам Ярослав Гашек стал одним из старожилов «пражского пивного мира»

Maxim
Наверное, показалось Наверное, показалось

Все знаки – всего-навсего продукт нашего подсознания

Cosmopolitan
Почему быть библиофилом выгодно? 10 правил успешного собирателя Почему быть библиофилом выгодно? 10 правил успешного собирателя

Рынок коллекционирования в России развивается своим неповторимым путем

Forbes
Оскар Кучера «Часто говорю детям: «Хорош трындеть!» Оскар Кучера «Часто говорю детям: «Хорош трындеть!»

Известный актер и телеведущий на самом деле очень стеснительный человек

StarHit
Марина Наумова Марина Наумова

Самый колоритный персонаж среди гастрозвезд Петербурга

Собака.ru
Узник мыса Антиб. Приключения Сулеймана Керимова на Лазурном берегу Узник мыса Антиб. Приключения Сулеймана Керимова на Лазурном берегу

История задержания и освобождения сенатора Сулеймана Керимова во Франции

Forbes
Выбираем телевизор 49 дюймов: лучшие модели 2018-2019 Выбираем телевизор 49 дюймов: лучшие модели 2018-2019

На что обратить внимание при выборе телевизора диагональю 49 дюймов

CHIP
СССР как символ неудач. Почему Россия тоскует по советскому прошлому СССР как символ неудач. Почему Россия тоскует по советскому прошлому

В России так и не возникли мощные компенсаторные и защитные механизм

Forbes
Игра в пенсии Игра в пенсии

Кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили

Forbes
Почему болит голова? Почему болит голова?

Часто будущие мамы жалуются, что приходится терпеть головную боль

9 месяцев
Открыть в приложении