iFixit. Мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки

РБКБизнес

Как с помощью мануалов помогать людям, воевать с корпорациями и менять законы

Текст Павел Карасев

Мы боремся с энтропией, уверен Кайл Уинс, один из основателей компании iFixit и портала с тем же названием, на котором можно отыскать руководство, мануал на любой случай: от починки ноутбука до замены лампочки. В прошлом году компания Уинса и его партнера Люка Соулса заработала $20 млн, собрала аудиторию 100 млн человек и продолжала оказывать большое влияние на индустрию электроники.

Туалетное сиденье и ядерные боеголовки

В 2003-м у Кайла сломался ноутбук — популярный среди студентов iBook G3 от Apple, из-за дизайна получивший прозвище «туалетное сиденье». Кайл тогда учился в Политехническом университете штата Калифорнии и делил комнату в общежитии как раз с Люком Соулсом. Починить ноутбук друзья решили самостоятельно, тем более что у Кайла был опыт ремонта электроники, но столкнулись с проблемой: ни в интернете, ни в продаже они не нашли ни одного руководства инструкции или чертежа не только iBook G3, но и любой другой продукции Apple. «Мы перерыли весь интернет, библиотеки и онлайн-аукционы — ничего нигде не было», — вспоминает Кайл.

Оказалось, есть простое объяснение: производители скрупулезно следят, чтобы внутренняя документация не попала в открытый доступ. Речь идет не только о подробных чертежах устройств, но и о диагностическом софте: все это попадает под действие американского закона об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA, Digital Millennium Copyright Act). В США ремонт электроники или автомобилей — огромные рынки, на которых производители зарабатывают существенную часть выручки. Например, только американский рынок ремонта мобильных телефонов и смартфонов специалисты из IBIS World в 2017 году оценили в $4 млрд, и он стабильно растет — примерно на 5% в год. Ситуация разозлила Кайла: «Я купил устройство, а теперь, чтобы его починить, мне нужно еще раз заплатить производителю».

Интерес к технике появился у Уинса в детстве: вместе с братом он постоянно ковырялся в старых радиоприемниках и бытовых устройствах, которые их дед покупал в комиссионном магазине. В прощальном эссе, которое в 2013-м опубликовал The Atlantic, Кайл вспоминает, как дед рассказывал ему про второй закон термодинамики и отправил в колледж с набором инструментов и паяльником. Кроме того, начать «ремонтный» проект Кайла сподвигло путешествие в Москву, Минск и Киев, в которое он отправился после университета.

«Я искал нечто, чего не хватало в потребительской культуре Штатов», — говорит он. Приехав в бывший СССР, он заметил две вещи: «много талантливых инженеров» и «культуру пользования и хранения». Его также поразило качество многих вещей, произведенных в Союзе: они были сделаны так, словно должны выдерживать прямое попадание ядерной боеголовки, говорит Кайл. Удивило и желание потребителей пользоваться товаром «вечно», постоянно его чиня и модернизируя: «Я понял, что именно этого и не хватает в США».

Отмычки и отвертки

Первое название компании — PowerBook Fixit — партнеры позже поменяли на iFixit из-за опасений иска со стороны Apple за использование торговой марки PowerBook. Изначально они планировали зарабатывать на платном доступе к собственноручно написанным инструкциям, но быстро поняли, что за такую информацию почти никто не готов платить. Переосмыслив стратегию, Кайл и Люк решили сделать упор на продаже запчастей и комплектующих. «Мы подумали: если предлагаешь потребителю инструкцию, у него возникает вопрос: где взять запчасти? — объяснял в интервью американскому Inc. Кайл. — Но, продав ему запчасти, мы не решим проблему — все еще нужны подходящие инструменты».

Первый офис — комната в общежитии — был завален деталями, которые партнеры покупали в магазинах электроники и заказывали в других странах. Закупали и инструменты: отвертки, шила, гаечные ключи и прочие приспособления для ремонта стали основой бизнеса. Дополнительных средств не привлекали, компания до сих пор существует на собственные средства и не планирует искать инвесторов. Первая прибыль появилась уже через два месяца работы, с тех самых пор iFixit остается прибыльной компанией, уверяют основатели. Сейчас у iFixit два офиса — в Калифорнии и Германии, они же служат складами.

Сначала сотрудниками новой компании были только Кайл и Люк, но вскоре они наняли помощников. Один из них однажды забыл ключ от офиса, не растерялся и взломал замок: это впечатлило предпринимателей, и в компании приняли за правило обучать всех сотрудников полезному навыку. Некоторое время они даже продавали наборы для взлома замков, но из-за юридических сложностей их пришлось убрать из ассортимента. Каждому новому сотруднику компания выделяет $400 на покупку велосипеда, а во время собеседования соискатели проходят тест по грамматике английского. «Если вы считаете, что апостроф — это один из последователей Иисуса, то вам не место в нашей компании», — объяснял Кайл в 2012 году в заметке для Harvard Business Review. Он уверен, что неграмотная коммуникация может существенно снизить эффективность работы, а сотрудник, который не следит за грамматикой, не придает значения мелким ошибкам и работает спустя рукава. Исключение Кайл готов сделать для тех, кто еще осваивает язык или испытывает сложности из-за расстройств вроде дислексии.

Сейчас iFixit — это еще и «глобальный интернет-мануал», медиаплатформа, на которой сообщество пользователей делится опытом и создает руководства по ремонту, кажется, всего на свете. Сообщество сформировалось почти сразу, прежде всего из-за особенностей контента и открытости платформы для пользовательского редактирования, рассказывает Кайл. Пользователи платформы являются авторами большей части из 35 тыс. мануалов в библиотеке платформы.

В свою очередь, команда iFixit занимается самыми новыми устройствам: например, в ноябре 2017-го они первыми разобрали iPhone X, а в 2018-м проделали то же самое с флагманским устройством Samsung. Гонка с разборкой устройств началась после знакомства с японским техноблогером, известным под ником Kodawarisan, объясняет Кайл: в качестве хобби он собирал и публиковал в своем блоге фотографии разобранных устройств Apple. «Сегодня мы дружим и стали частью этого неформального соревнования», — рассказывает Кайл. По его словам, самым сложным для разборки устройством оказался ноутбук Surface от Microsoft. На основе своих мануалов в компании создают рейтинги «ремонтопригодности» — они дают примерное представление о потенциальной стоимости ремонта устройства. На эти рейтинги ориентируются большинство профильных и мейнстримовых СМИ, которые освещают выход нового гаджета.

iFixit начался в комнате общежития: будущие основатели хотели починить

Гаджеты для разборки компания покупает на собственные средства — сложные отношения с некоторыми производителями далеко не всегда позволяют делать спонсорские проекты. Главная задача — получить устройство раньше остальных, объясняет Кайл. Если не успели купить в магазине, приходится покупать у тех, кто успел, иногда переплачивая. Менее крупные производители электроники сами предоставляют свои устройства для разборки.

Инженеры компаний-производителей потом часто выкладывают фотографии разобранных устройств и отдельных деталей в своих блогах. «Как правило, они не могут сделать это из-за соглашений о неразглашении, но после того, как мы разобрали устройство и подробно описали весь процесс, их ничего не останавливает, они могут похвастаться перед коллегами результатами своей работы», — смеется Кайл.

Сайт iFixit работает на платформе Dozuki собственной разработки. Для внешних клиентов доступ к ней открыли в 2011 году, сегодня среди них Coca Cola, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и производитель компьютерных комплектующих Crucial. По сути, платформа предлагает клиентам те же возможности, которые используют в iFixit, — организацию и управление контентом на специально созданном для этого сайте или на сайте клиента. Но главным источником дохода компании является продажа брендированных наборов инструментов, на втором месте — продажа запчастей. Сам сайт практически не приносит прибыли, и на нем даже нет рекламы. В 2017 году число зарегистрированных пользователей сообщества достигло 100 млн человек: они пишут мануалы, помогают переводом на языки, отличные от английского, и делятся опытом на форуме. Около 500 тыс. из 100 млн — русскоязычные, говорит Кайл, и iFixit надеется увеличить их количество.

Занимаясь коммерческой деятельностью, iFixit также активно работает в сфере политики. Свою миссию компания формулирует просто — обеспечить правом самостоятельного ремонта каждого американца. В 2016 году, поставив целью реформировать закон DMCA, несколько ремонтных объединений слились в Ассоциацию ремонта (The Repair Association).

Культовым набором инструментов от iFixit пользуются почти все техноблогеры

Право на ремонт

Ассоциация хочет распространить на все США практику, принятую в штате Массачусетс, где производители обязаны продавать запчасти и давать доступ к руководствам по ремонту реализуемых товаров конечным пользователям. В совет директоров The Repair Association входит Кайл Уинс, который активно продвигает интересы пользователей и своей компании, которая считается неформальным флагманом всего движения.

Ассоциация работает еще и как лоббист, хотя ее исполнительный директор Гэй Гордон-Берн от такого определения деятельности организации открещивается. The Repair Association отстаивает интересы небольших ремонтных компаний, в штате которых обычно числятся не более пяти сотрудников и которые страдают от недостатка информации и необходимых запчастей. А главное — права заниматься ремонтом гаджетов, тракторов, автомобилей и прочих сложных технических устройств.

Споры об этом во многих штатах нередко заканчиваются судом. К примеру, в 2006 году в интервью британскому изданию The Register основатель форума Something Awful Ричард Кьянка рассказывал, что Apple пыталась его засудить за публикацию ссылки на чертежи MacBook Pro. Ссылку опубликовал один из пользователей, но дело в том, что по закону США эта информация является интеллектуальной собственностью компании и публикация без ее ведома ведет к нарушению авторских прав. «Я сразу сказал Apple отвалить, мы ничего не нарушили. Видимо, их юристы не понимают, как работает интернет», — рассказывал Ричард. Подобные казусы случались у других производителей, а однажды злополучная ссылка оказалась и на официальном форуме Apple. Судиться сами с собой в компании не стали.

За последние несколько лет отношение технологических гигантов к ремонту своих девайсов изменилось, они стали чаще делиться информацией, рассказывает Кайл. В этом он видит в том числе и заслугу своей компании, считая, что благодаря их борьбе в Apple изменили мнение об интеллектуальной собственности. Он признает, что миссию iFixit можно назвать политической, но отрицает наличие у себя амбиций в этой сфере. Тем временем все больше американских штатов принимают или обсуждают закон о «праве на ремонт». Сейчас их всего восемь, но Кайл надеется, что со временем все американские потребители США смогут полностью распоряжаться купленными устройствами.

100 млн пользователей — аудитория сайта в 2017 году

Источник: Данные компании
Фото: Getty Images; DR

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Обратная сторона праздника Обратная сторона праздника

Почему многие признаются, что праздники для них – это самое грустное время

Psychologies
Кто такие Кто такие

Повальное увлечение ЗОЖ породило новую субкультуру

Cosmopolitan
Одной лучше! Одной лучше!

Как путешествовать в одиночку и получать от этого удовольствие?

Лиза
Носите тренчи, как у героинь стритстайла Носите тренчи, как у героинь стритстайла

Все секреты героинь стритстайла и в каких тренчах ходить этой весной

Vogue
«Дизайн человека»: жить по природе, а не по ложному «Я» «Дизайн человека»: жить по природе, а не по ложному «Я»

Что такое система Human Design

Psychologies
10 вещей, за которые женщина не должна извиняться. Никогда 10 вещей, за которые женщина не должна извиняться. Никогда

Всегда найдется тот, кто посчитает себя вправе осудить нас

Psychologies
Объявлены номинанты «Премии МУЗ-ТВ 2018. Трансформация»: голосование открыто Объявлены номинанты «Премии МУЗ-ТВ 2018. Трансформация»: голосование открыто

18 апреля в ресторане Salon состоялся ужин «Премии МУЗ-ТВ 2018. Трансформация»

Cosmopolitan
Дневная красавица Дневная красавица

Кто одевает светских девушек в магазинах за хлебом

Tatler
Возвращение «Индейца» Возвращение «Индейца»

Прошлое и настоящее мотоцикла Indian

Популярная механика
Здоровье — это big data Здоровье — это big data

Почему менеджеры должны приобщать сотрудников к здоровому образу жизни

СНОБ
Игрокам приготовиться: российский киберспортивный стартап привлек более $1 млн инвестиций Игрокам приготовиться: российский киберспортивный стартап привлек более $1 млн инвестиций

Компьютерные игры тоже требуют обучения

Forbes
Новоселье для друзей Новоселье для друзей

Все комнатные растения время от времени необходимо пересаживать

Лиза
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

В IT сложилась предреволюционная ситуация

Популярная механика
Школа без родителей Школа без родителей

Как дети представляют себе школу будущего и какого предмета им не хватает

СНОБ
Как устроена жизнь в самой знаменитой высотке Лондона Как устроена жизнь в самой знаменитой высотке Лондона

Истории жильцов Треллик-тауэр — образца бруталистской архитектуры 1970-х годов

Esquire
Мы – то, что мы пьем? Мы – то, что мы пьем?

Что на самом деле нужно пить и в каких количествах

Домашний Очаг
Берендеево царство Берендеево царство

Декоратор Марина Гаськова оформила деревянный коттедж на границе дремучего леса

AD
Как в старые-добрые времена: 5 правил чаепития на даче в саду Как в старые-добрые времена: 5 правил чаепития на даче в саду

Советуем тебе устроить дачное чаепитие. Настоящее, как в старые-добрые времена

Cosmopolitan
«История любой успешной компании — это всегда история в том числе и ее ошибок» «История любой успешной компании — это всегда история в том числе и ее ошибок»

Генеральный директор «Газпромнефти» Александр Дюков поговорил с Forbes

Forbes
Расстановка приоритетов Расстановка приоритетов

Peugeot 5008 и Renault Koleos

АвтоМир
Следуй за мной: можно ли предотвратить ущерб от инсайдерской торговли Следуй за мной: можно ли предотвратить ущерб от инсайдерской торговли

Банк России уличил в инсайдерской торговле трейдера

Forbes
«Сосисочная королева» и еще 11 удивительных фотографий с конкурсов красоты «Сосисочная королева» и еще 11 удивительных фотографий с конкурсов красоты

Фотоотчеты с конкурсов красоты 20-50-х годов прошлого века

Cosmopolitan
Простая техника, чтобы принять решение и начать действовать Простая техника, чтобы принять решение и начать действовать

Как начать хотеть, если уже давно ничего не хочется?

Psychologies
Они узорят наш район! Они узорят наш район!

Предметы, оказавшись рядом, создают красоту и узоры

Maxim
Знают толк в возврате. Какие кредиторы добиваются взыскания долгов Знают толк в возврате. Какие кредиторы добиваются взыскания долгов

Банки усвоили уроки кризисов и стали тщательнее выбирать заемщиков

Forbes
Как экономить топливо: приемы экономичного вождения Как экономить топливо: приемы экономичного вождения

Как снизить расход наших нынешних машин

Популярная механика
Приложения, которые сделают ваши селфи лучше Приложения, которые сделают ваши селфи лучше

Раскрываем все фильтры и настройки

Vogue
Прививки: да или нет? Прививки: да или нет?

Каково это – остаться без защиты от грозных инфекций

Лиза
Руководство по выращиванию зубов Руководство по выращиванию зубов

Как вырастить новые здоровые зубы вместо поврежденных

Популярная механика
Конец света в отдельно взятой семье Конец света в отдельно взятой семье

Как выйти из зоны недоверия и вернуть теплые отношения с близкими

СНОБ
Открыть в приложении