Какие они, миры будущего, и в какую новую реальность они ведут нас

РБКHi-Tech

Автостопом по метавселенным

Какие они, миры будущего, и в какую новую реальность они ведут нас

Автор: Алексей Ведерников

Одним из главных технотрендов на ближайшую перспективу российские и зарубежные эксперты называют метавселенные. Полноценных виртуальных миров пока не существует, но серьезных базовых метапроектов уже предостаточно. Они открывают очень интересные возможности и, как черные дыры, притягивают к себе внимание сотен тысяч людей и многомиллиардные капиталы.

От метапроектов к метавселенным

Всерьез о метавселенных заговорили лишь пару лет назад, хотя само это слово появилось еще в 1992 году в романе Нила Стивенсона «Лавина». В книге речь шла о виртуальном мире, в который заходят реальные люди. В нем они могут взаимодействовать со всем, что их окружает, а также друг с другом.

На ум сразу приходят многопользовательские онлайн-игры, но возможности метавселенных в теории гораздо шире — это слияние цифрового и физического миров. Тут можно развлекаться, учиться, трудиться, творить, здесь своя экономика и даже свои «законы физики». Метавселенная бесконечна, работает непрерывно и постоянно меняется за счет действий пользователей, число которых не ограничено.

Лучшие реализации идеи показаны в фильмах «Первому игроку приготовиться» (2018) и «Главный герой» (2021). Матрица из одноименного фильма — это, кстати, тоже метавселенная. Просто там она не дает обычным людям новый опыт, а имитирует знакомый мир, чтобы скрыть пугающую реальность.

Однако полноценной метавселенной до сих пор не существует. Ее создание — крайне сложная задача даже для очень богатой компании. Слишком много всего нужно охватить: от средств для погружения (сейчас это виртуальная и дополненная реальности — VR и AR) до разработки абсолютно всех внутренних аспектов и управления ими.

Сейчас социальные сети существуют отдельно друг от друга, а игровой образ персонажа, например из игры Dota 2, нельзя перенести в World of Warcraft. Даже Fortnite, который из всех игровых проектов дальше всех ушел в сторону метаконцепции, пока еще далеко не метавселенная, а такой же метапроект. Ключ к переходу на следующий уровень — взаимодействие, которого пока нет. Без объединения метапроектов метавселенной не получится.

Все только начинается: в деле серьезные игроки

Вполне возможно, что именно на это хочет сделать ставку генеральный директор Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms и создатель Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марк Цукерберг. Его бизнес не создает процессоры и компьютеры, не продает товары, но объединяет огромное число людей и знает о них если не все, то очень многое. А еще холдинг Цукерберга владеет брендом Oculus, который занимает почти треть мирового рынка VR-гарнитур. В конце 2021 года Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) объявила о планах нанять 10 тыс. разработчиков со всего мира для своего метапроекта Horizon Worlds.

В режиме бета-теста он работает с декабря. На данный момент это не единый мир, а наборы комнат, каждая из которых рассчитана максимум на 20 участников. В них можно общаться, вместе создавать объекты и определять механику их работы, задавая базовый код в качестве основы.

Свой собственный метапроект есть у NVIDIA, но компания ориентируется не на развлечения, а на работу. Суть платформы Omniverse в том, чтобы дать возможность профессионалам разного профиля творить совместно. Грубо говоря, это Google Docs для специалистов по компьютерной графике и 3D-художников. Все вместе заходят в один проект, видят изменения в реальном времени и могут работать над ним с разных компьютеров и с помощью разного софта. Последнее стало возможно как раз благодаря унифицирующей технологии — Pixar USD.

Нечто среднее между этими двумя подходами в качестве своего пути выбрала Microsoft. Ее метаплатформа Mesh — это тоже комнаты с виртуальным окружением, но пользователи в них уже отображаются не в виде мультяшных или игровых аватаров, как в Horizon Worlds, а как фотореалистичные модели. Для погружения в мир Mesh также нужно использовать VR-гарнитуру, но здесь фокус пока не столько на развлечениях, сколько на совместной работе рядовых офисных сотрудников, например при проведении совещаний.

Хотя в Mesh и Omniverse уже есть коммерческая составляющая — их разработчики стали продавать свои решения клиентам, — большие деньги не здесь, а там, где метапроекты напрямую связаны с криптовалютой. В The Sandbox игрокам доступен мир, где используются три вида сущностей: криптовалюта SAND, создаваемые объекты ASSETS и «земля» LAND, на которой объекты можно размещать.

Для понимания масштабов «цифровых ценностей» достаточно вспомнить, что в конце 2021 года кто-то отдал эквивалент $650 тыс. в криптовалюте за виртуальную яхту, а самый дорогой проданный участок «земли» оценивается в $4,3 млн. Аналогичным образом работает проект Decentraland, только тут уже другая валюта и больше возможностей: помимо владения виртуальными землями можно участвовать в различных мероприятиях.

Конечно, ни один из этих проектов и их многочисленных аналогов не похож на полноценную метавселенную, хотя и соответствует многим ее базовым принципам. Однако оба они являются показательным примером того, как работает децентрализованная метаэкономика. Кстати, в январе этого года магазин H&M запустил продажи виртуальной одежды в похожем на упомянутые выше решения метапроекте Ceek City. Виртуальные концерты и даже открытия виртуальных посольств тоже были.

Впрочем, нет гарантии того, что The Sandbox и Decentraland не повторят судьбу запущенного в 2002 году проекта Second Life. Там тоже была своя валюта, бренды открывали виртуальные представительства. Число пользователей на пике популярности доходило до 15 млн, и за десять лет они потратили здесь несколько миллиардов реальных долларов. Но теперь цифровые города заброшены и практически никому не нужны.

Свою собственную метавселенную уже разрабатывает китайский интернет-гигант Baidu. Предполагается, что в Xi Rang (в переводе «Земля надежды») в одном пространстве смогут находиться до 100 тыс. человек одновременно. Уже изначально заявлены такие возможности этого мира, как игры, развлечения, обучение, реклама и выставки. Интересно, что виртуальный мир решили сделать в форме ленты Мёбиуса, а вот никакого блокчейна и никакой экономики внутри, по задумке разработчиков, не будет. Власти страны не терпят конкуренции на этом поле.

Свой шаг в сторону метавселенных сделала и владеющая TikTok компания ByteDance. В январе этого года она запустила приложение Paidui Dao («Остров для вечеринок»), в котором сочетаются возможности социальной сети, цифровые аватары пользователей и виртуальные комнаты, где можно делать что-либо одному или же вместе с другими людьми.

В России тоже ведутся разработки метавселенных. Пожалуй, наиболее показательный проект — Sensorium Galaxy. Если все получится, то это будет многопользовательская VR-платформа с несколькими локациями. Пока их две. Prizm — мир концертов и электронной музыки, Motion — мир движений и танцев. Без цифровых аватаров пользователей, конечно, дело тоже не обошлось.

Новый опыт и новые риски

Метавселенные — это не только новые возможности и следующий шаг в развитии интернета, но и новые опасности. Первые тревожные звоночки уже прозвучали. Так, неназванная девушка, принимавшая участие в бета-тестировании Horizon Worlds, написала в закрытой группе проекта о том, что столкнулась с виртуальным домогательством. После этого разработчикам пришлось спешно вводить функцию запрета на слишком близкое приближение аватаров пользователей друг к другу.

Но дело не в функции, а в том, что даже в цифровом месте нашлось место насилию. И чем реальнее выглядит окружение, тем тяжелее психике. Когда прототипы метавселенных станут более массовыми, мы наверняка еще услышим о множестве похожих историй, связанных с враждебными и агрессивными высказываниями. А возможно, даже и действиями. На заре соцсетей все тоже ждали от них только хорошего.

Еще одна потенциальная проблема кроется в том, что метавселенная может оказаться настолько хорошей, что многим из нее не захочется выходить. Главный герой фильма «Первому игроку приготовиться» живет в трейлере в трущобах огромного перенаселенного города и отдает все свое время VR-игре OASIS. В ней он не подросток, а практически супергерой. В какой-то степени это можно даже сравнить с хикикомори — так в Японии называют людей-затворников, которые стремятся к максимальной изоляции от общества.

Разумеется, никуда не денется и проблема мошенничества, если расчеты в метавселенных будут вестись в валюте, которую так или иначе можно

конвертировать в реальные деньги. На новый уровень выйдут проблемы с безопасностью персональных данных: больше датчиков и точек входа — больше потенциальных уязвимостей. Открытым остается и вопрос защиты детей от вредной для них информации.

Однако куда все это нас приведет, пока неизвестно. Но что уже точно понятно, так это то, что человечество уже на пути к метавселенным и в ближайшее время вряд ли с него свернет.

«Большой взрыв» 2022

Наиболее заметные метавселенные года

Decentraland

  • Разработчик: Decentraland Foundation (США)
  • Год создания: 2017
  • Статус: открыта для всех с 2020 года
  • Что можно делать: исследовать мир, общаться, создавать объекты, торговать ими и участками
  • Число пользователей: > 500 000

Sensorium Galaxy

  • Разработчик: Sensorium Corporation (Каймановы острова, по факту Россия)
  • Год создания: 2019
  • Статус: закрытый бета-тест
  • Что можно делать: наслаждаться музыкой и танцами
  • Число пользователей: неизвестно

The Sandbox

  • Разработчик: Animoca Brands (Китай)
  • Год создания: 2018
  • Статус: альфа-версия
  • Что можно делать: играть, общаться, создавать объекты, владеть участками, торговать
  • Число пользователей: > 500 000

Omniverse

  • Разработчик: NVIDIA (США)
  • Год создания: 10 ноября 2021-го
  • Статус: открытый бета-тест
  • Что можно делать: совместно работать над сложными проектами
  • Число пользователей: неизвестно

Mesh

  • Разработчик: Microsoft (США)
  • Год создания: апрель 2021-го
  • Статус: предварительная версия
  • Что можно делать: общаться и совместно работать
  • Число пользователей: неизвестно

Xi Rang

  • Разработчик: Baidu (Китай)
  • Год создания: декабрь 2021-го
  • Статус: прототип
  • Что можно делать: неизвестно, но экономики точно не будет
  • Число пользователей: предположительно, 100 000

Horizon Worlds

  • Разработчик: Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms (США)
  • Год создания: 9 декабря 2021-го
  • Статус: открытый бета-тест
  • Что можно делать: играть, посещать события, общаться, менять мир
  • Число пользователей: 300 000

Фото: Decentraland, Sensorium Galaxy, пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

15 мыслей Игоря Бутмана 15 мыслей Игоря Бутмана

Игорь Бутман — о возрасте, тишине, кино и Моргенштерне

GQ
Как наладить контакт с партнером через прикосновения и интимную близость Как наладить контакт с партнером через прикосновения и интимную близость

Физическое удовольствие играет не последнюю роль в удовлетворенности отношениями

Psychologies
Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций

Игорь Рябенький — о том, как оценивать стартапы, кто такие бизнес-ангелы

РБК
Анна Котова-Дерябина: «Мама научила не жалеть денег на красоту» Анна Котова-Дерябина: «Мама научила не жалеть денег на красоту»

Актриса Анна Котова-Дерябина поделилась полезными бьюти-секретами

Cosmopolitan
Антон Аликов: «В метавселенную мигрируют экономика, культура, образование и даже спорт» Антон Аликов: «В метавселенную мигрируют экономика, культура, образование и даже спорт»

Рискованно ли вкладывать деньги в метавселенные

РБК
Почему в 56 мне лучше, чем в 50 Почему в 56 мне лучше, чем в 50

Мы все боимся стареть. Первые седые волосы и морщины вызывают панику

Psychologies
Александр Бард: « Люди — это константа, технологии — переменная» Александр Бард: « Люди — это константа, технологии — переменная»

Киберфилософ Александр Бард — как стать нетократом сегодня?

РБК
Неверное прочтение: почему молитвы не помогут внедрить патриотизм в российскую школу Неверное прочтение: почему молитвы не помогут внедрить патриотизм в российскую школу

Можно ли заставить российских школьников начинать день с молитвы

Forbes
Я делаю, что хочу ...и наслаждаюсь этим! Я делаю, что хочу ...и наслаждаюсь этим!

Ольга Бузова достигла того уровня свободы, когда она живет так, как хочет

Playboy
Почему женщины выбирают роль любовницы? Почему женщины выбирают роль любовницы?

Истории любовниц: они попытались разобраться в себе и своем выборе

Psychologies
Десятка лучших российских акций в 2022 году: что с ними будет дальше Десятка лучших российских акций в 2022 году: что с ними будет дальше

Эти акции росли на российском рынке, пока остальные падали

РБК
Как создать мобильное приложение: этапы разработки, через которые предстоит пройти Как создать мобильное приложение: этапы разработки, через которые предстоит пройти

Как строится работа над мобильными приложениями?

Популярная механика
Одомашнивание: новый цикл Одомашнивание: новый цикл

До конца нынешнего десятилетия произойдет очередная революция

Популярная механика
Что такое блокчейн: просто о сложной технологии Что такое блокчейн: просто о сложной технологии

Технология блокчейн только на первый взгляд кажется сложной

CHIP
Mini App: зачем компаниям создавать мини-приложения и где их размещать Mini App: зачем компаниям создавать мини-приложения и где их размещать

Разработка мини-приложения поможет выйти на новую аудиторию

Популярная механика
«Мечты о создании справедливого мира оказались утопией»: к 100-летию Ирины Антоновой «Мечты о создании справедливого мира оказались утопией»: к 100-летию Ирины Антоновой

Вспоминаем главные проекты легендарной Ирины Антоновой

Forbes
Удивительная история матери Юрия Гагарина: женщина, воспитавшая космонавта Удивительная история матери Юрия Гагарина: женщина, воспитавшая космонавта

Когда ее спрашивали, как ей удалось воспитать такого сына, она всегда удивлялась

Популярная механика
Любовь или расставание? Что символизируют розы разного цвета – 30 значений Любовь или расставание? Что символизируют розы разного цвета – 30 значений

Есть множество сортов роз разного цвета, каждый из которых имеет свое значение

Cosmopolitan
Первые годы после Великой Отечественной: как люди справлялись с трудностями Первые годы после Великой Отечественной: как люди справлялись с трудностями

Несмотря на разруху, голод и преступность, люди были полны надежд

Cosmopolitan
Как расположить к себе котиков? 10 небольших хитростей Как расположить к себе котиков? 10 небольших хитростей

Как эффективно подружиться с котиками

Популярная механика
Городские хищные птицы оказались мелкими и неспециализированными Городские хищные птицы оказались мелкими и неспециализированными

В городах селятся пернатые хищники весом меньше килограмма

N+1
7 предметов, которые ни в коем случае нельзя класть в микроволновую печь 7 предметов, которые ни в коем случае нельзя класть в микроволновую печь

Что именно нельзя ставить в микроволновку и почему

Популярная механика
«Экономическая бойня»: как Венесуэла десятилетиями переживает кризис из-за санкций «Экономическая бойня»: как Венесуэла десятилетиями переживает кризис из-за санкций

Как на Венесуэлу повлияли разрушительные санкции США?

Forbes
Мультипликатор Антон Дьяков: Анимация может быть яркой, хлесткой, борзой Мультипликатор Антон Дьяков: Анимация может быть яркой, хлесткой, борзой

Интервью с мультипликатором Антоном Дьяковым

СНОБ
Дружи как девчонка: чему стоит поучиться у женщин Дружи как девчонка: чему стоит поучиться у женщин

Разбираем стереотипы о женской дружбе

Cosmopolitan
10 популярных мемов, которые пришли к нам из кино 10 популярных мемов, которые пришли к нам из кино

Классика, которая никогда не потеряет актуальность

Playboy
Про интимное: как сохранить достоинство больного Про интимное: как сохранить достоинство больного

Президент фонда «Вера», о самых простых вещах, которые труднее всего заметить

Psychologies
Доколумбовые цивилизации Анд пострадали от туберкулеза ластоногих Доколумбовые цивилизации Анд пострадали от туберкулеза ластоногих

Палеогенетики прочитали геномы трех возбудителей туберкулеза ластоногих

N+1
Как отличить эмоциональный голод от настоящего – объясняет нутрициолог Как отличить эмоциональный голод от настоящего – объясняет нутрициолог

Как не дать себя обмануть эмоциональному голоду

Cosmopolitan
Частоту магнонов увеличили в 60 раз Частоту магнонов увеличили в 60 раз

Ученые продемонстрировали генерацию высших гармоник для спиновых волн

N+1
Открыть в приложении