Какие они, миры будущего, и в какую новую реальность они ведут нас

РБКHi-Tech

Автостопом по метавселенным

Какие они, миры будущего, и в какую новую реальность они ведут нас

Автор: Алексей Ведерников

Одним из главных технотрендов на ближайшую перспективу российские и зарубежные эксперты называют метавселенные. Полноценных виртуальных миров пока не существует, но серьезных базовых метапроектов уже предостаточно. Они открывают очень интересные возможности и, как черные дыры, притягивают к себе внимание сотен тысяч людей и многомиллиардные капиталы.

От метапроектов к метавселенным

Всерьез о метавселенных заговорили лишь пару лет назад, хотя само это слово появилось еще в 1992 году в романе Нила Стивенсона «Лавина». В книге речь шла о виртуальном мире, в который заходят реальные люди. В нем они могут взаимодействовать со всем, что их окружает, а также друг с другом.

На ум сразу приходят многопользовательские онлайн-игры, но возможности метавселенных в теории гораздо шире — это слияние цифрового и физического миров. Тут можно развлекаться, учиться, трудиться, творить, здесь своя экономика и даже свои «законы физики». Метавселенная бесконечна, работает непрерывно и постоянно меняется за счет действий пользователей, число которых не ограничено.

Лучшие реализации идеи показаны в фильмах «Первому игроку приготовиться» (2018) и «Главный герой» (2021). Матрица из одноименного фильма — это, кстати, тоже метавселенная. Просто там она не дает обычным людям новый опыт, а имитирует знакомый мир, чтобы скрыть пугающую реальность.

Однако полноценной метавселенной до сих пор не существует. Ее создание — крайне сложная задача даже для очень богатой компании. Слишком много всего нужно охватить: от средств для погружения (сейчас это виртуальная и дополненная реальности — VR и AR) до разработки абсолютно всех внутренних аспектов и управления ими.

Сейчас социальные сети существуют отдельно друг от друга, а игровой образ персонажа, например из игры Dota 2, нельзя перенести в World of Warcraft. Даже Fortnite, который из всех игровых проектов дальше всех ушел в сторону метаконцепции, пока еще далеко не метавселенная, а такой же метапроект. Ключ к переходу на следующий уровень — взаимодействие, которого пока нет. Без объединения метапроектов метавселенной не получится.

Все только начинается: в деле серьезные игроки

Вполне возможно, что именно на это хочет сделать ставку генеральный директор Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms и создатель Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марк Цукерберг. Его бизнес не создает процессоры и компьютеры, не продает товары, но объединяет огромное число людей и знает о них если не все, то очень многое. А еще холдинг Цукерберга владеет брендом Oculus, который занимает почти треть мирового рынка VR-гарнитур. В конце 2021 года Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) объявила о планах нанять 10 тыс. разработчиков со всего мира для своего метапроекта Horizon Worlds.

В режиме бета-теста он работает с декабря. На данный момент это не единый мир, а наборы комнат, каждая из которых рассчитана максимум на 20 участников. В них можно общаться, вместе создавать объекты и определять механику их работы, задавая базовый код в качестве основы.

Свой собственный метапроект есть у NVIDIA, но компания ориентируется не на развлечения, а на работу. Суть платформы Omniverse в том, чтобы дать возможность профессионалам разного профиля творить совместно. Грубо говоря, это Google Docs для специалистов по компьютерной графике и 3D-художников. Все вместе заходят в один проект, видят изменения в реальном времени и могут работать над ним с разных компьютеров и с помощью разного софта. Последнее стало возможно как раз благодаря унифицирующей технологии — Pixar USD.

Нечто среднее между этими двумя подходами в качестве своего пути выбрала Microsoft. Ее метаплатформа Mesh — это тоже комнаты с виртуальным окружением, но пользователи в них уже отображаются не в виде мультяшных или игровых аватаров, как в Horizon Worlds, а как фотореалистичные модели. Для погружения в мир Mesh также нужно использовать VR-гарнитуру, но здесь фокус пока не столько на развлечениях, сколько на совместной работе рядовых офисных сотрудников, например при проведении совещаний.

Хотя в Mesh и Omniverse уже есть коммерческая составляющая — их разработчики стали продавать свои решения клиентам, — большие деньги не здесь, а там, где метапроекты напрямую связаны с криптовалютой. В The Sandbox игрокам доступен мир, где используются три вида сущностей: криптовалюта SAND, создаваемые объекты ASSETS и «земля» LAND, на которой объекты можно размещать.

Для понимания масштабов «цифровых ценностей» достаточно вспомнить, что в конце 2021 года кто-то отдал эквивалент $650 тыс. в криптовалюте за виртуальную яхту, а самый дорогой проданный участок «земли» оценивается в $4,3 млн. Аналогичным образом работает проект Decentraland, только тут уже другая валюта и больше возможностей: помимо владения виртуальными землями можно участвовать в различных мероприятиях.

Конечно, ни один из этих проектов и их многочисленных аналогов не похож на полноценную метавселенную, хотя и соответствует многим ее базовым принципам. Однако оба они являются показательным примером того, как работает децентрализованная метаэкономика. Кстати, в январе этого года магазин H&M запустил продажи виртуальной одежды в похожем на упомянутые выше решения метапроекте Ceek City. Виртуальные концерты и даже открытия виртуальных посольств тоже были.

Впрочем, нет гарантии того, что The Sandbox и Decentraland не повторят судьбу запущенного в 2002 году проекта Second Life. Там тоже была своя валюта, бренды открывали виртуальные представительства. Число пользователей на пике популярности доходило до 15 млн, и за десять лет они потратили здесь несколько миллиардов реальных долларов. Но теперь цифровые города заброшены и практически никому не нужны.

Свою собственную метавселенную уже разрабатывает китайский интернет-гигант Baidu. Предполагается, что в Xi Rang (в переводе «Земля надежды») в одном пространстве смогут находиться до 100 тыс. человек одновременно. Уже изначально заявлены такие возможности этого мира, как игры, развлечения, обучение, реклама и выставки. Интересно, что виртуальный мир решили сделать в форме ленты Мёбиуса, а вот никакого блокчейна и никакой экономики внутри, по задумке разработчиков, не будет. Власти страны не терпят конкуренции на этом поле.

Свой шаг в сторону метавселенных сделала и владеющая TikTok компания ByteDance. В январе этого года она запустила приложение Paidui Dao («Остров для вечеринок»), в котором сочетаются возможности социальной сети, цифровые аватары пользователей и виртуальные комнаты, где можно делать что-либо одному или же вместе с другими людьми.

В России тоже ведутся разработки метавселенных. Пожалуй, наиболее показательный проект — Sensorium Galaxy. Если все получится, то это будет многопользовательская VR-платформа с несколькими локациями. Пока их две. Prizm — мир концертов и электронной музыки, Motion — мир движений и танцев. Без цифровых аватаров пользователей, конечно, дело тоже не обошлось.

Новый опыт и новые риски

Метавселенные — это не только новые возможности и следующий шаг в развитии интернета, но и новые опасности. Первые тревожные звоночки уже прозвучали. Так, неназванная девушка, принимавшая участие в бета-тестировании Horizon Worlds, написала в закрытой группе проекта о том, что столкнулась с виртуальным домогательством. После этого разработчикам пришлось спешно вводить функцию запрета на слишком близкое приближение аватаров пользователей друг к другу.

Но дело не в функции, а в том, что даже в цифровом месте нашлось место насилию. И чем реальнее выглядит окружение, тем тяжелее психике. Когда прототипы метавселенных станут более массовыми, мы наверняка еще услышим о множестве похожих историй, связанных с враждебными и агрессивными высказываниями. А возможно, даже и действиями. На заре соцсетей все тоже ждали от них только хорошего.

Еще одна потенциальная проблема кроется в том, что метавселенная может оказаться настолько хорошей, что многим из нее не захочется выходить. Главный герой фильма «Первому игроку приготовиться» живет в трейлере в трущобах огромного перенаселенного города и отдает все свое время VR-игре OASIS. В ней он не подросток, а практически супергерой. В какой-то степени это можно даже сравнить с хикикомори — так в Японии называют людей-затворников, которые стремятся к максимальной изоляции от общества.

Разумеется, никуда не денется и проблема мошенничества, если расчеты в метавселенных будут вестись в валюте, которую так или иначе можно

конвертировать в реальные деньги. На новый уровень выйдут проблемы с безопасностью персональных данных: больше датчиков и точек входа — больше потенциальных уязвимостей. Открытым остается и вопрос защиты детей от вредной для них информации.

Однако куда все это нас приведет, пока неизвестно. Но что уже точно понятно, так это то, что человечество уже на пути к метавселенным и в ближайшее время вряд ли с него свернет.

«Большой взрыв» 2022

Наиболее заметные метавселенные года

Decentraland

  • Разработчик: Decentraland Foundation (США)
  • Год создания: 2017
  • Статус: открыта для всех с 2020 года
  • Что можно делать: исследовать мир, общаться, создавать объекты, торговать ими и участками
  • Число пользователей: > 500 000

Sensorium Galaxy

  • Разработчик: Sensorium Corporation (Каймановы острова, по факту Россия)
  • Год создания: 2019
  • Статус: закрытый бета-тест
  • Что можно делать: наслаждаться музыкой и танцами
  • Число пользователей: неизвестно

The Sandbox

  • Разработчик: Animoca Brands (Китай)
  • Год создания: 2018
  • Статус: альфа-версия
  • Что можно делать: играть, общаться, создавать объекты, владеть участками, торговать
  • Число пользователей: > 500 000

Omniverse

  • Разработчик: NVIDIA (США)
  • Год создания: 10 ноября 2021-го
  • Статус: открытый бета-тест
  • Что можно делать: совместно работать над сложными проектами
  • Число пользователей: неизвестно

Mesh

  • Разработчик: Microsoft (США)
  • Год создания: апрель 2021-го
  • Статус: предварительная версия
  • Что можно делать: общаться и совместно работать
  • Число пользователей: неизвестно

Xi Rang

  • Разработчик: Baidu (Китай)
  • Год создания: декабрь 2021-го
  • Статус: прототип
  • Что можно делать: неизвестно, но экономики точно не будет
  • Число пользователей: предположительно, 100 000

Horizon Worlds

  • Разработчик: Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) Platforms (США)
  • Год создания: 9 декабря 2021-го
  • Статус: открытый бета-тест
  • Что можно делать: играть, посещать события, общаться, менять мир
  • Число пользователей: 300 000

Фото: Decentraland, Sensorium Galaxy, пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Антон Аликов: «В метавселенную мигрируют экономика, культура, образование и даже спорт» Антон Аликов: «В метавселенную мигрируют экономика, культура, образование и даже спорт»

Рискованно ли вкладывать деньги в метавселенные

РБК
Как починить компьютер, который стал перезапускаться? Избавляемся от проблемы самостоятельно Как починить компьютер, который стал перезапускаться? Избавляемся от проблемы самостоятельно

Почему компьютер сам перезапускается и что с этим делать

Популярная механика
«Новые технологии стерли былые социальные перегородки» «Новые технологии стерли былые социальные перегородки»

Пятерка главных «гуманитарных» трендов, изменивших мир за 15 лет

РБК
Альцгеймер и другие Альцгеймер и другие

Заметив деменцию у пожилых родителей, дети понимают: семье предстоят перемены

Psychologies
Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций Игорь Рябенький: 7 тезисов в пользу венчурных инвестиций

Игорь Рябенький — о том, как оценивать стартапы, кто такие бизнес-ангелы

РБК
Почему нам трудно расстаться с советским прошлым? Почему нам трудно расстаться с советским прошлым?

Какие черты советского человека и сегодня мешают жить достойно

Psychologies
Александр Бард: « Люди — это константа, технологии — переменная» Александр Бард: « Люди — это константа, технологии — переменная»

Киберфилософ Александр Бард — как стать нетократом сегодня?

РБК
Как создавался Pathfinder? Десять вопросов Старшему директору по дизайну Nissan Как создавался Pathfinder? Десять вопросов Старшему директору по дизайну Nissan

Разговор с человеком, работавшим над созданием нового Nissan Pathfinder

4x4 Club
Летящие над водой Летящие над водой

Всемирный конкурс лучших решений в области судов на подводных крыльях

ТехИнсайдер
Импланты под санкциями? Что будет с пластической хирургией во времена кризиса Импланты под санкциями? Что будет с пластической хирургией во времена кризиса

Какие именно изменения ждут индустрию красоты во времена кризиса

Cosmopolitan
В ожидании космического отпуска В ожидании космического отпуска

Самые реальные варианты космического туризма

Популярная механика
Топ-7 отечественных платформ для блогеров: лучшие альтернативы запрещенных соцсетей Топ-7 отечественных платформ для блогеров: лучшие альтернативы запрещенных соцсетей

Альтернативы популярным платформам в российском сегменте

CHIP
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
Ученые поняли, как можно превратить обычного человека в «диванного эксперта» Ученые поняли, как можно превратить обычного человека в «диванного эксперта»

Почему мы становится уверены после просмотра пары обучающих видео по теме?

Psychologies
Лимонов и Нью-Йорк. 1975–1980 Лимонов и Нью-Йорк. 1975–1980

Лимонов переживает нервный срыв, пишет «Эдичку» и работает слугой миллиардера

Esquire
Ольга Шмитт: «Уезжайте!» Как Олега Целкова вынудили уехать за границу Ольга Шмитт: «Уезжайте!» Как Олега Целкова вынудили уехать за границу

Отрывок из книги Ольги Шмидт Suprême Soviète

СНОБ
Выученная беспомощность Выученная беспомощность

Мы все произносим фразу «Я не могу». Всегда ли это невозможность что-то сделать?

Лиза
Анте Томич: «Чудо в ущелье Поскоков». Хорватский роман о перипетиях сумасбродного семейства Анте Томич: «Чудо в ущелье Поскоков». Хорватский роман о перипетиях сумасбродного семейства

Отрывок из романа о том, как Крешимир покинул родные края в поисках невесты

СНОБ
7 книг, чтобы пережить сложные времена 7 книг, чтобы пережить сложные времена

Несколько книг, которые помогают разобраться в себе и дают поддержку

Psychologies
История одного здания: Дом трех Бенуа в Петербурге История одного здания: Дом трех Бенуа в Петербурге

Дом трех Бенуа стал одним из самых больших и благоустроенных зданий в Петербурге

Культура.РФ
Как бороться с депрессией? Как бороться с депрессией?

Как сдвинуться с мертвой точки и преодолеть депрессию?

Psychologies
Устойчивые мифы: 7 популярных заблуждений о мировых достопримечательностях Устойчивые мифы: 7 популярных заблуждений о мировых достопримечательностях

Предлагаем семь мифов о достопримечательностях, которые стоит развенчать

Вокруг света
В крови людей впервые нашли микропластик В крови людей впервые нашли микропластик

Частицы пластика обнаружились в крови 17 человек из 22

N+1
Плохое зрение, издевки и фэтшейминг: как на самом деле живут модные редакторы Плохое зрение, издевки и фэтшейминг: как на самом деле живут модные редакторы

Действительно ли мир глянца похож на историю из «Дьявол носит Prada»?

Cosmopolitan
«Экономическая бойня»: как Венесуэла десятилетиями переживает кризис из-за санкций «Экономическая бойня»: как Венесуэла десятилетиями переживает кризис из-за санкций

Как на Венесуэлу повлияли разрушительные санкции США?

Forbes
Почему мы видим хорошее даже в ужасных ситуациях: как работает принцип Поллианны Почему мы видим хорошее даже в ужасных ситуациях: как работает принцип Поллианны

Что такое поллианнизм и как он помогает справиться со сложными ситуациями?

Cosmopolitan
42 месяца, чтобы научить ребенка общаться 42 месяца, чтобы научить ребенка общаться

Родителей беспокоит, как развивается их ребенок. Попробуем в этом разобраться

Psychologies
Не знаю, как помочь: 8 мифов о благотворительности Не знаю, как помочь: 8 мифов о благотворительности

С каждым годом благотворительностью интересуются все больше людей

Psychologies
Атака клоунов Атака клоунов

Кто-то пошутил, но тебе не смешно, а обидно – в очередной раз. Что делать?

Cosmopolitan
Насколько реальна совместимость по знакам зодиака? Насколько реальна совместимость по знакам зодиака?

Наша жизнь и наши отношения могут быть предопределены звездами

Cosmopolitan
Открыть в приложении