История «Свалки» — сервиса по вывозу вещей, который развалился

VC.RUБизнес

Развал «Свалки»: что стало с бизнесом выходцев из Qiwi и BlaBlaCar и почему всё пошло не так

Создатели сервиса по вывозу вещей мечтали запустить полезный проект, в котором все сотрудники были бы равны. На старте он окупился за неделю — но затем влез в споры, долги и развалился на несколько частей.

Ольга Такмазьян

1280
«Свалка» на «Вернисаже», фото The Village

Проект «Свалка» появился в 2015 году благодаря выходцам из Qiwi и BlaBlaCar, у которых скопилось много ненужных вещей, а отдать их было некому. Партнёры открыли свой сервис, который решил бы эту проблему — они вложили в запуск 1,5 млн рублей и почти окупили расходы через неделю. Через год проект вышел на среднемесячный оборот 2 млн рублей при чистой прибыли 15–20%.

Но потом у «Свалки» начались проблемы: в магазинах стали воровать, а новые точки приносили всё меньше денег. Поставив проект «на рельсы», основатели «Свалки» Ирина и Алексей Баринские уехали в Израиль — открывать новую точку. К тому моменту, когда её запустили, «Свалка» накопила долги по аренде и зарплате сотрудникам.

Основатели сервиса распродали активы бывшим сотрудникам и проект раскололся на несколько автономных. О том, почему и как это произошло, рассказали участники событий.

1280
Алексей и Ирина Баринские в «Свалке», фото The Village

«Свалка» образовалась после переезда

Идея открыть сервис по вывозу ненужных вещей появилась у Алексея и Ирины Баринских в 2014 году. Они переезжали в другую квартиру, нашли кучу ненужных вещей, которые не хотелось перевозить, а выбрасывать было жалко. Способа одним разом избавиться от барахла не было.

Баринский решил распродать вещи через Avito и соцсети, надеясь выручить около 10 тысяч рублей. Но в итоге продал на 80 тысяч рублей и задумался о том, что на вывозе вещей можно построить бизнес.

Баринский на тот момент был главным инвестиционным директором группы Qiwi. Он поделился идеями о сервисе по вывозу вещей со своим коллегой Дмитрием Ухановым, ИТ-директором Qiwi.

Вместе они стали обдумывать проект бизнес-барахолки. Обсуждали задумку в течение года. В сентябре 2015-го Ирина Баринская, комьюнити-менеджер сервиса BlaBlaCar, опубликовала на своей странице в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) объявление: «Избавим от старых вещей». За несколько дней публикацию перепостили 4 тысячи человек.

Баринские и Уханов запустили сайт и наняли оператора для приёма заявок. В первый день работы «Свалка» приняла около 150 заявок на вывоз, через неделю — больше тысячи. Через пару недель, когда число запросов выросло до 3 тысяч, у компании уже был склад с сотрудниками для сортировки, три микроавтобуса и бригада грузчиков. Основатели вложили в бизнес более 1,5 млн рублей.

За первые 10 месяцев работы на склад привезли больше 600 тонн вещей

Проект работал так: в «Свалку» обращались люди, которые хотели сдать ненужные вещи за символическую плату. Сервис вывозил вещи из квартир, платил сдатчикам 35 рублей за килограмм и перепродавал вещи в своём секонд-хенде и в нескольких сторонних.

К 2016 году «Свалка» вышла на оборот 2 млн рублей в месяц, маржинальность проекта составляла 15-20% от выручки.

Переезды, долги и другие «болезни»

С момента основания и до 2018 года «Свалка» несколько раз меняла локацию. Проект начинался со склада в комплексе «Москвич» на Волгоградском проспекте, потом переехал на НИИДАР, затем — под Крымский мост и на Танковую улицу. В конце концов «Свалка» разместилась в творческом квартале «Вернисаж» на территории Измайловского кремля.

Первый переезд случился после ухода Романа Громова — управляющего «Свалкой». Он был недоволен тем, что «Свалка» отдавала 70% прибыли сервису для сбора пожертвований «Добро.mail.ru» — схема распределения денег казалась ему непрозрачной.

Мы хотели делать классные штуки, а Рома со своим подходом тащил нас назад. В какой-то момент мы решили расстаться. Оставили ему вообще всё — помещение, вещи, забрали только соцсети и бренд. Ирина Баринская, соосновательница «Свалки»

На вопрос о том, почему основатели проекта решили оставить Громову помещение, Баринская ответила, что они очень устали с ним «бодаться» и поняли, что проще «встать и уйти».

Баринские и Уханов переехали в новое помещение. В 2018 году «Свалка» накопила долги по аренде и зарплате. Они появились из-за внепланового переезда проекта, ремонта помещения, к этому прибавился тяжелый зимний сезон с маленькими продажами, говорит Баринская. Сумму долгов она не уточнила.

Ситуацию усугубляло и воровство. По словам Баринского, курьеры не довозили на склад вещи, которые люди отдавали «Свалке». Во время сортировки на складе пропадала ещё часть вещей. Воровали и в самом магазине — сотрудники и посетители.

Алексей Баринский решил закрыть или продать компанию, если ситуация с долгами не изменится. И тогда он обратился к соседу по творческому кластеру «Вернисаж», где в то время работал проект — основателю сервиса заказа товаров и услуг для мероприятий «Вжух!» Евгению Волку. Предложил ему «оздоровить» проект.

Волка наняли на неделю, в этот момент Баринские уехали в отпуск и разрешили Волку делать с компанией всё, что он посчитает нужным. По словам Ирины Баринской, Уханов к тому времени перестал операционно участвовать в бизнесе.

Потратив 100 тысяч рублей, антикризисный менеджер сделал ремонт, передвинул секции с самыми интересными вещами, уволил часть персонала и отделил туалет, в который бесконтрольно заглядывали работники и посетители соседнего рынка. Частично решил проблему воровства в магазине, переставив кассу в центр помещения.

К концу года «Свалке» удалось рассчитаться с долгами, и она вновь занялась развитием бизнеса. Баринские решили открыть собственную франшизу.

В 2018 году они протестировали свою бизнес-модель с партнёрами в 11 городах и пришли к выводу, что готовы развивать сеть. Свою бизнес-модель предприниматели назвали «броншизой», где франчайзи считались носителями идеи разумного потребления. «Свалка» обещала франчайзи свой бренд, колл-центр и предлагала набор рекомендаций, соблюдать который партнёры были не обязаны.

Паушальный взнос «Свалки» составлял 100 тысяч рублей, роялти — 10% от оборота. В 2018 году выручка проекта составила 14,5 млн рублей. Баринский целился на 100 «броншиз» и 100 млн рублей выручки к концу 2019 года. Однако для этого нужны были новые идеи — и в проекте появились новые люди.

1280
«Свалка» на «Вернисаже», фото Евгения Волка

Проект перестал расти — наняли новых сотрудников, чтобы генерировать идеи

В начале 2019 года топ-менеджмент компании выглядел так: Алексей Баринский занимался развитием бизнеса, Ирина Баринская — маркетингом и PR, а бывший руководитель Qiwi Venture Сергей Эбич стал операционным директором «Свалки».

У компании работал один (не считая франшиз) секонд-хенд на «Вернисаже». Магазином управляла Татьяна Сорочинская, которая пришла в «Свалку» в 2018 году работать начальником склада. Через несколько месяцев Баринские предложили ей стать управляющей магазина на «Вернисаже» и переоформили на неё точку. Она открыла ИП и на него перенесли актив.

Таня сделала очень большую работу: полностью переделала склад, ввела новые процессы, переделала зал и занималась мерчендайзингом. Всё это, конечно, влияло на выручку и чек. Оформить на неё магазин — было наше совместное решение с Алексеем. Мы старались поддерживать, мотивировать сотрудников, давать им возможности. Ирина Баринская, соосновательница «Свалки»

По словам Татьяны Сорочинской, сотрудники нормально к этому отнеслись: они считали себя одной большой семьёй, верили в проект и двигались вместе. К тому же у Сорочинской была договорённость с Баринскими: при необходимости они будут просить часть выручки «Вернисажа», чтобы «закрывать какие-то дыры».

Алексей с Ириной предложили мне, как они сказали, «подарить магазин», потому что никому другому не доверили бы его. Они планировали, что в будущем переедут в Израиль. И я приняла их предложение. Татьяна Сорочинская, бывшая управляющая магазином «Свалка» на «Вернисаже»

Как рассказала бывший старший продавец «Свалки» Елизавета Хабарова (она стала франчайзи проекта) в январе 2019 года Алексей Баринский пожаловался, что проект мало зарабатывает и попросил команду придумать идеи, как двигаться вперёд.

Идей не было, и тогда Баринский нанял несколько новых сотрудников — маркетолога Еву Деменкову, SMM-редактора Герду Барановскую, нового операционного директора Глеба Андроновского (Эбич уволился) и коммерческого директора Николая Носова, которому поручили продажу франшиз.

На тот момент, по словам Баринской, «Свалка» закрыла почти все уже открытые франшизы «по разным причинам». Работала только точка в Санкт-Петербурге.

Проект «Свалка» не планировал зарабатывать колоссальных денег, считает Хабарова. Там собрались идейные люди, которые боролись за концепцию и атмосферу, а деньги были скорее бонусом. Новые же сотрудники пришли в проект, не понимая его сути и не пытаясь в неё вникнуть, считает она. Они стали отдельным государством внутри проекта.

Раньше, по словам Хабаровой, проект был нацелен на широкую целевую аудиторию: от студентов, эко-активистов, модников до бабушек и дедушек — каждый мог для себя что-то найти. Новый состав сузил целевую аудиторию до «модной фриковатой молодёжи» от 18 до 25 лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как стать счастливым человеком: советы, которые помогут наслаждаться жизнью по полной Как стать счастливым человеком: советы, которые помогут наслаждаться жизнью по полной

Советы экспертов, способствующие улучшению психологического самочувствия

Playboy
Спасибо, получила! Спасибо, получила!

Мы много слышали о волшебных оргазмах. Теперь пришло время их испытывать!

Cosmopolitan
Как кофеин влияет на мозг и тело: неожиданные факты Как кофеин влияет на мозг и тело: неожиданные факты

Исследования выявили ряд интересных фактов, связанных с кофеином

Psychologies
Глава из книги Сергея Медведева «Человек бегущий» Глава из книги Сергея Медведева «Человек бегущий»

Одна из глав книги «Человек бегущий» профессора Сергея Медведева

СНОБ
Инвайт одобрения: какие социальные триггеры помогли Clubhouse набрать миллионы пользователей Инвайт одобрения: какие социальные триггеры помогли Clubhouse набрать миллионы пользователей

Clubhouse и забытые стратегии вирусного продвижения

Forbes
Почему все раздражает: выявляем причину «бесячего» настроения и учимся не быть злыми как собака Почему все раздражает: выявляем причину «бесячего» настроения и учимся не быть злыми как собака

Что вызывает чувство раздражительности, и как перестать злиться

Playboy
«Чем больше мужчина вынужден притворяться сильным, тем слабее его эго»: почему мы все должны быть феминистами «Чем больше мужчина вынужден притворяться сильным, тем слабее его эго»: почему мы все должны быть феминистами

Отрывок из книги «Мы все должны быть феминистами» Чимаманды Нгози Адичи

Forbes
10 лайфхаков, которые помогут сэкономить на покупках в Интернете 10 лайфхаков, которые помогут сэкономить на покупках в Интернете

Наши советы научат тебя покупать ненужную фигню в Интернете значительно дешевле!

Maxim
Константин Циолковский Константин Циолковский

Правила жизни Константина Циолковского

Esquire
Эффект магния Эффект магния

Не получается похудеть? Возможно, причина в нехватке магния

Худеем правильно
История Чарльза Мэнсона, одного из самых известных преступников Америки История Чарльза Мэнсона, одного из самых известных преступников Америки

Кто такой Чарльз Мэнсон и что он сделал?

Esquire
Мудборд: культовая вещь мужского гардероба — водолазка. Популярной ее сделали The Beatles, а сейчас любят Роберт Паттинсон и The Weeknd Мудборд: культовая вещь мужского гардероба — водолазка. Популярной ее сделали The Beatles, а сейчас любят Роберт Паттинсон и The Weeknd

Качественная водолазка — как святой Грааль в мужском гардеробе

Esquire
Счастье на чужбине: Курникова, Водянова и другие звезды в браках с иностранцами Счастье на чужбине: Курникова, Водянова и другие звезды в браках с иностранцами

Разные языки, обычаи и культура не преграда для настоящих и искренних чувств

Cosmopolitan
Управляемое неудовлетворение и сложные переговоры с любителем астрологии. Как начинался Netflix (который чуть не стал NetPix) Управляемое неудовлетворение и сложные переговоры с любителем астрологии. Как начинался Netflix (который чуть не стал NetPix)

Отрывок из книги «That will never work» об истории Netflix

Inc.
Ешь, молись и изучай папоротники: 3 лучших романа Элизабет Гилберт Ешь, молись и изучай папоротники: 3 лучших романа Элизабет Гилберт

Главные книги американской писательницы Элизабет Гилберт

Cosmopolitan
Сказка — ложь Сказка — ложь

Gucci и русский фольклор

Grazia
Детки-конфетки Детки-конфетки

Как научить детей есть так, чтобы у них не было лишнего веса?

Худеем правильно
Страдания юных веганов Страдания юных веганов

Хроника мучений первых вегетарианцев в России

Weekend
Что общего у фильма «Никто» и «Джона Уика» Что общего у фильма «Никто» и «Джона Уика»

Как Илье Найшуллеру удалось снять настоящий голливудский боевик

GQ
В Исландии началось извержение из 500-метровой вулканической трещины В Исландии началось извержение из 500-метровой вулканической трещины

На исландском полуострове началось первое за 800 лет вулканическое извержение

N+1
Насиловал и истязал 4 года: сегодня скопинский маньяк выходит на свободу Насиловал и истязал 4 года: сегодня скопинский маньяк выходит на свободу

На свободу выходит Виктор Мохов, известный как скопинский маньяк

Cosmopolitan
Пицца высокого полета Пицца высокого полета

Каким будет рацион первых колонизаторов Луны и Марса

GQ
Такси на конной тяге Такси на конной тяге

История городского транспорта России XIX-XX века

Дилетант
Детство монстров Детство монстров

Как, кто и почему породил Кинг-Конга и Годзиллу

Weekend
5 жутких вещей, которые лунатики могут делать во сне 5 жутких вещей, которые лунатики могут делать во сне

Залезть на крышу — это еще безобидное развлечение лунатиков

Maxim
Как саентология уничтожала своих врагов Как саентология уничтожала своих врагов

Наиболее яркие случаи борьбы сайентологии с неверными

Weekend
Ягуары в затапливаемых лесах Амазонии освоили древесный образ жизни Ягуары в затапливаемых лесах Амазонии освоили древесный образ жизни

Они живут в кронах по три-четыре месяца, пока лес затоплен

N+1
Самые первые автомобили известных компаний Самые первые автомобили известных компаний

Первые модели крупнейших современных автомобилестроителей

Популярная механика
6 продуктов, срок годности которых никогда не истечет 6 продуктов, срок годности которых никогда не истечет

Список еды, которую ты можешь завещать своим внукам, если совсем их не любишь

Maxim
10 самых странных и страшных растений 10 самых странных и страшных растений

Представляем хит-парад самых одиозных представителей мира флоры

Maxim
Открыть в приложении