Что такое бизнес-коучинг и как он меняет жизнь. Разговор с Анной Стопневич
Коучинг — одно из самых востребованных и эффективных направлений психологической поддержки, в том числе и в бизнесе. «Сноб» совместно с компанией Whistle подготовил ряд публикаций о том, как устроен бизнес-коучинг, в чем его сила, какие существуют практики для лучшей адаптации к нынешней экономической ситуации и построения планов на будущее. Об этом и многом другом наш разговор с основательницей компании Whistle Анной Стопневич.
Коуч (англ. coach) — слово иностранное. На русский язык переводится как «инструктор». Есть еще «ментор», «бадди», но это другое. Их нельзя путать. Разные понятия, разные функции и смыслы. Хотя зачастую все они могут быть применимы в рамках одной сессии (еще один термин!). С коучингом вообще все непросто. Кто-то считает, что это шарлатанство и торговля воздухом, а кто-то, наоборот, хватается за него как за спасительную соломинку, когда без посторонней помощи уже не обойтись.
Анна Стопневич создала и зарегистрировала свою коучинговую компанию Whistle весной 2021 года, не предполагая, что уже через несколько месяцев окажется в эпицентре кризиса. А теперь вопрос, который волнует без исключения всех: как из него выбираться? Что делать? И вообще можно ли что-то будет сделать в ближайшее время?
Сама Анна на этот счет настроена прагматично. Ясно, что той жизни, которая была, уже больше не будет. А какой она будет, пока никто не может сказать. Обратно не вернуться, а впереди — сплошной туман и неопределенность. Но всегда есть варианты! Один из них она открыла для себя больше десяти лет тому назад, когда ей предложили стать вице-президентом солидного банка и возглавить одно из важных подразделений. До этого, фактически с 23 лет, она так или иначе находилась на руководящих должностях. Анна знает, что в какие-то моменты жизни требуется холодная голова и железный расчет, по которому и следует действовать дальше. Тогда она впервые услышала слово «коуч».
Нет, оно еще не было таким затертым и ошельмованным разными «марафонами счастья», как сейчас. В коучинге, как я понял, вообще много всего от спорта. В частности, от тенниса. И перекочевавшие термины, и подробно разработанный свод правил, и конкурентный дух, без которого не бывает ни мировых рекордов, ни серьезного бизнеса. Но главное — это установка на преодоление собственных страхов, сомнений, психологического зажима, неуверенности. Можно ли этого добиться без посторонней помощи?
— На самом деле надо четко разделять бизнес-коучинг и лайф-коучинг, — терпеливо объясняет мне Аня. — В бизнесе все гораздо прозрачнее и прагматичнее, чем мы привыкли думать. Например, как сделать ваши деловые совещания более эффективными? Как избежать ненужной траты времени и нервов? На этот счет существуют вполне конкретные практики, которыми легко овладеть с помощью коуча, чтобы не повторять распространенных ошибок. Вот мне даже страшно представить, какое количество негатива принимают на себя сотрудники банков, непосредственно работающие сейчас с клиентами. Со всем этим надо иметь дело каждый день: с чужим гневом, обидой, растерянностью — и с собственным чувством вины. Потому что реально помочь в этой ситуации ты никак не можешь. И как сделать, чтобы это чувство вины тебя не раздавило, не обернулось потом тяжелейшей