«Работаем с теми, кто взбивает сметану лапами»: Софья Троценко о 15-летии «Винзавода»
15 лет назад «Винзавод» стал первым успешным арт-кластером в Москве c полным циклом художественного процесса: от создания произведения в мастерской до его продажи. О том, что происходит в нем сегодня, рассказывает его создатель, президент фонда поддержки современного искусства «Винзавод» Софья Троценко
15 лет назад в пространство бывшего винного комбината «Московская Бавария» переехали ведущие арт-галереи города: XL Елены Селиной, «Айдан» Айдан Салаховой, «Риджина» Владимира Овчаренко, галерея Марата Гельмана (признан иноагентом), представлявшие в тот момент весь спектр современного искусства. Выставку открытия курировал Олег Кулик.
Сегодня на «Винзаводе» 11 галерей-резидентов. Там по-прежнему открыта XL. «Риджина» Владимира Овчаренко сменила название на Ovcharenko и приросла еще несколькими проектами-пространствами, включая аукционный дом Vladey. Среди резидентов «Винзавода» — Pop/off/art Сергея и Ольги Поповых, галерея 11.12 Александра Шарова, старейшая московская галерея Fineart, In Art Gallery by Ksenia Podoynitsyna.
Пионеры-резиденты «Винзавода» отмечают: собранные в одной точке художники, галеристы и кураторы смогли многократно усилить свою творческую энергию. Куратор, искусствовед Николай Палажченко вспоминает, что это было движение навстречу друг другу: художники и галеристы создавали проекты, а московская публика их с удовольствием принимала. Галерист Елена Селина вспоминала, как, променяв Маяковку на «Винзавод», куда переехала ее галерея, она получила совершенно новую аудиторию. На вернисажи стали приходить не только «свои», но совершенно незнакомые люди, жаждущие нового искусства, новых знаний.
И галеристы, синхронизировавшие даты открытий выставок в «Вечер вернисажей», и сам «Винзавод» исправно подкидывали дров в этот разгорающийся костер потребностей в новом: совместные проекты с музеями, с Московской биеннале современного искусства, с Биеннале молодого искусства, «Философский клуб», киноклуб, театральная «Платформа», показы артхаусного кино, концерты, перформансы.
У стрит-арта на «Винзаводе» была своя «Стена», у молодых дизайнеров — программа «Территория дизайна». Начинающие художники развивались в программе «Старт» (среди звезд современного искусства — такие выпускники программы, как Евгений Антуфьев, Игорь Самолет, Ульяна Подкорытова, Таня Пеникер, Иван Горшков, Устина Яковлева). Cамый массовый российский фотоконкурс Best of Russia представлял здесь несколько сотен фотографий, сделанных по всей стране.
«Винзавод» первым поймал волну, на которой потом поедут «Гараж», Artplay, «Красный октябрь». Галеристы подчеркивают: залогом успеха стала политика владельцев «Винзавода» — не вмешиваться в процесс, не контролировать, не давить, не навязывать. В многочисленных интервью первых лет работы арт-кластера Софья Троценко обозначила свою позицию как администрирование в сфере современного искусства. О том, как эта частная фабрика искусства работает сегодня, Софья Троценко рассказала в интервью Forbes Woman.
— На сколько лет рассчитан проект «Винзавода»? Сколько он будет