Система оценок
«Человек – существо социальное». Это высказывание все мы слышали много раз. Но как понять, где заканчивается общество и начинаемся мы сами? Как провести границу между ожиданиями окружающих и собственными желаниями?
В первые с оценкой окружающих мы сталкиваемся еще в детстве, настолько раннем, что даже не помним об этом. Мы начинаем постигать себя через отношение окружающих взрослых. «Дети замечают, как их держат: крепко или небрежно, удобно или неудобно, как быстро приходят на их плач, как с ними обращаются, и из всех этих впечатлений складывается их первое, еще не облеченное в слова представление о своем месте в мире, – объясняет практический психолог Снежана Ильина. – Каждому ребенку очень важно быть «хорошим» для родителей». Если ребенок понимает, что его любят, о нем заботятся и принимают его, это открытие становится источником радости и первым опытом самооценки. В школе мы получаем не только оценку знаний по пятибалльной шкале, но и представление о своем положении в обществе. И пусть со временем школьные обиды забываются, а успехи перестают казаться значимыми, но заданная роль остается с нами: отличники, стремящиеся выполнить любую задачу идеально, троечники, от которых не ждут многого, и хулиганы, всегда пытающиеся действовать наперекор правилам. Однажды данная оценка продолжает определять наши действия совсем в других компаниях и обстоятельствах, а доказать себе, что она несправедлива, бывает непросто.
Противоречивые стремления
Самооценка – сумма оценок, которые мы получили от других, в реальности или только в воображении. И на протяжении всей жизни нас будут преследовать эти вопросы: «Кто я?», «Как я выгляжу в глазах окружающих?», «Что они думают обо мне?», «Принимают ли они меня?».
Положительная оценка других позволяет чувствовать, что нас признают (эмоционально и интеллектуально) и одобряют. А негативная оценка легко может вызвать чувство неполноценности, которое становится причиной комплексов по поводу ума, привлекательности, компетентности... И все же, несмотря на эту опасность, мы стремимся быть замеченными. «Мы хотим, чтобы нас оценили и приняли как равных, даже если для этого приходится отказываться от части уникальности, – замечает Снежана Ильина. – Через всю нашу жизнь проходят две потребности: быть единственным и неповторимым и принадлежать, быть своим в группе». Это, конечно, противоречие. Оно достигает апогея в подростковом возрасте, когда признание сверстников имеет принципиальное значение для нашего самоутверждения. И это противоречие обостряется, когда мы вступаем в отношения и хотим одновременно соответствовать идеалам партнера и раскрыть перед ним свою глубинную суть.
Истинное и ложное «Я»
Оказавшись в новой компании, мы выясняем правила, по которым она работает: проявление каких качеств приветствуется, как принято одеваться, какой тон выбирать в разговорах, – а также решаем, как себя преподнести и какое из своих лиц демонстрировать.
Такую маску для выживания в столкновениях с социумом детский психоаналитик Дональд Вудс Винникотт (Donald W. Winnicott) назвал «ложное Я». Оно складывается параллельно с «истинным Я», для того чтобы защищать нашу подлинную сущность. Еще будучи детьми, мы начинаем понимать, что не всем желаниям суждено сбыться и следует также учитывать желания других людей. Может показаться, что «ложное Я» – всего лишь красивое название для лицемерия, но на самом деле оно представляет собой защитный механизм, который позволяет вводить в заблуждение потенциальных недоброжелателей в обществе, не подвергая нас самих опасности.