Черный коллектор: как российское законодательство играет на руку рейдерам
Почему организации арбитражных управляющих превращаются в своего рода корпорации по выколачиванию долгов, а число рейдерских захватов предприятий с помощью института банкротства будет расти
Компании Дональда Трампа банкротились как минимум четыре раза, что не помешало ему стать одним из богатейших бизнесменов Америки, а потом и президентом. Что бы было, живи он в России? Смог бы Трамп восстановиться после очередного финансового краха, вновь преуспеть? Скорее всего, нет, поскольку российская правовая система, в отличие от американской, не помогает компаниям пережить трудные времена и найти новую точку опоры. Роль нашего законодательства о банкротстве на сегодняшний день сводится к бейсбольной бите в руках «черного коллектора» — выбить долги и точка. Хотя на момент появления этого важного экономического института в сентябре 1993 года отечественная нормативная база, регулирующая этот вопрос, была одной из самых совершенных в мире. Когда была пройдена точка бифуркации и чего ждать от рынка банкротств в будущем?
Да, именно рынка. Ведь процедура банкротства уже стала прибыльным бизнесом для множества компаний. Причем вся конъюнктура этому благоприятствует.
Только за 9 месяцев прошлого года, по информации Единого федерального реестра сведений о банкротствах, арбитражные суды признали неплатежеспособными 13117 организаций. Существенно выросло количество разорившихся компаний в городах-миллионниках. В 2018 году количество неплатежеспособных организаций увеличилось на 2% в Санкт-Петербурге и на 8% в Москве. Значительная доля банкротств приходится на предприятия строительного сектора и потребительского рынка, что говорит о снижении платежеспособного спроса даже в экономически стабильных регионах.
Как и любой кризис, долговая яма, в которую готова провалиться наша экономика, порождает беды для одних и дополнительные возможности для других участников рынка. В последнем случае речь идет об арбитражных управляющих.
От оздоровления к выколачиванию долгов
Немного истории. Цивилизованный институт банкротства появился в России в 1993 году, с момента создания Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) — ФУДН, хотя сам нормативный акт был принят чуть раньше, в 1992 году. Деятельность и становление нового института рыночных отношений регулировалась Федеральным законом и была направлена, с одной стороны, на финансовое оздоровление потенциально перспективных бизнесов, с другой — на расчистку рыночного пространства от просевших к тому времени многочисленных госпредприятий, приватизация которых не имела экономического смысла. Закон имел целый ряд позитивных положений, которые позволяли вводить процедуры финансового оздоровления через налоговые каникулы на период временного управления, сохранять активы и реструктурировать производство.
Однако в дальнейшем законодатели направили систему нормативного регулирования по другому вектору: процедуры банкротства стали приобретать ликвидационный характер и все больше нацеливаться на выколачивание долгов (как правило, в пользу банков и налоговой службы).