Новые способы читать послания своей души
Если бы мы умели их прочесть, то многое узнали бы о себе, своих проблемах и путях их решения. Но увы, символический язык этих сообщений нам чаще всего непонятен. Как его расшифровать?
Обычное утро. Семья собирается за столом на завтрак. Все общаются друг с другом точно так же, как вчера вечером, ведь за ночь ничего не произошло. Но разве каждый из нас не совершил за это время удивительное путешествие? Мозг сочинил для нас причудливую историю, и мы пережили ее как самую что ни на есть реальную. Но мы просыпаемся – и продолжаем жить, как будто ничего этого не было. Бывает, сон не запоминается. Иногда в памяти остаются какие-то эпизоды или только эмоции: страх, волнение, радость. В редких случаях мы можем рассказать кому-то о том, что испытали, или отыскать в своем сне сигналы или подсказки. Мы не верим, в отличие от наших предков, что сновидения ниспосылаются свыше, иронически относимся к сонникам, однозначно трактующим образы сна… а как еще воспринимать сновидения и что с ними делать, не знаем.
Попасть в волшебную страну
Зачем мозг каждую ночь проделывает эту сложную, изощренную работу – создание сновидений? Наверняка не только для того, чтобы в бодрствующем состоянии мы что-то узнали и поняли – иначе мы бы хорошо их помнили? «Сны – своего рода психический метаболизм, – говорит арт-терапевт1 Варвара Сидорова. – В них на уровне символов заново отыгрываются или разрешаются волнения, пережитые нами днем. Благодаря этому психика сама себя стабилизирует, балансирует, исцеляет». Но это не единственная функция сновидений. «Они открывают те стороны нашей души, которые не так просто понять и почувствовать в бодрствующем состоянии, – считает гештальт-терапевт Денис Новиков, автор книги «Помогите понять мой сон…»2. – Таким способом наше бессознательное общается с нами. Психоаналитик скажет, что сон говорит о вытесненных желаниях. Гештальт-терапевт – что в символической форме нам предъявляются внутренние конфликты и сон дает подсказку, как их разрешать. Другие психотерапевтические направления подчеркивают иные аспекты работы со снами. Кроме того, есть разные виды сновидений. Например, детские сценарные сны помогают понять, какие характерные ситуации будут встречаться в жизни человека и на какие ресурсы он может опираться. «Сны-визиты», в которых мы видим умерших родственников, могут давать нам связь с родом. Когда мы больны, сон может подсказать вариант лечения. А еще бывают сны-предсказания, пока не изученные наукой. Все они дают богатый материал, в котором содержится нечто ценное». Страна сновидений – целый мир, и каждый из него извлекает то, что считает нужным. Если внимательно к этому относится.
Услышать непонятные слова
Обидно, если важное послание остается непринятым, поскольку говорит на непривычном для нас языке. Наверное, без искусного психотерапевта нечего и пытаться понять этот язык? Психологи с этим не согласны: самостоятельно работать со снами и можно, и полезно, считают они. «Я знаю многих людей, которые, не обращаясь к психотерапевту, умеют по-своему понимать сны, извлекать из них подсказки, и это помогает им жить полноценно, – говорит Денис Новиков. – Но такой навык требует культуры обращения со снами. Начало может быть положено в семье: если мама или бабушка были внимательны к своим снам, рассказывали, как они их понимают, то и ребенок растет с ощущением, что это интересно и нужно. Но главное все же – наши собственные усилия: чтение книг на эту тему, размышления, обсуждение с другими. Это большая и постоянная внутренняя работа».