Физические величины
Тело обеспечивает нам физическое существование. Казалось бы, за одно это мы можем ежедневно благодарить его. Так почему же в реальности мы так часто им недовольны и можно ли это изменить?
Мало кто из нас не вглядывался в зеркало критическим взглядом, отмечая недостатки во внешности. Иногда мы придаем этим несовершенствам настолько большое значение, что они всерьез портят жизнь.
«Мне бы нравилась моя фигура, если бы не талия, она ужасна, целых 78 сантиметров! – жалуется 32-летняя Людмила. – Я старалась всевозможными упражнениями довести ее хотя бы до 65 сантиметров, но все бесполезно! А фитнес-инструктор объясняет, что при моем спортивном сложении талии «рюмочкой» не может быть». «Я обратилась к пластическому хирургу, чтобы что-нибудь сделать со своими поросячьими глазками, – признается 26-летняя Полина. – Я устала смотреться в зеркало с отвращением. А врач ответил, что, изменив разрез глаз, я испорчу все обаяние своей нежной красоты! Предложил мне взять месяц на размышление». В самом деле, для беспристрастного наблюдателя такие проблемы часто выглядят иначе.
«Людей с идеальной внешностью не существует, — утверждает художник Надежда Яшина. — Если «разобрать» красивую женщину или привлекательного мужчину «по деталям», то окажется, что их облик состоит из несовершенных с точки зрения пропорции фрагментов. Меня иногда просят сделать на портрете нос поизящнее, живот поменьше. И я заметила, что связи между размером или формой носа и этими просьбами нет: об этом просят те, кто критично себя оценивает. В то время как я, начав делать эскиз, могу заметить, что у красивой женщины на самом деле почти нет шеи, что у нее нависшие брови или хрящеватый нос… но это незаметно ни ей, ни окружающим, потому что она сама себе нравится. И бывает так, что одна неправильная черта — например, нос уточкой — придает лицу дополнительную привлекательность, без которой оно стало бы невыразительным и, соответственно, некрасивым».
Художник ясно видит, что красота совершенно не зависит от «качественных» или «некачественных» деталей внешности. Тем не менее «своим телом недовольны примерно 90% женщин и 70% мужчин, — отмечает психотерапевт Жан Тиньоль (Jean Tignol), автор работ о феномене дисморфофобии, то есть негативной фиксации человека на своем воображаемом физическом недостатке. – Сегодняшний культ успеха и общее преклонение перед внешними данными искажают тот взгляд, которым мы смотрим на себя. Малейший дефект, мельчайший кажущийся недостаток мы часто склонны преувеличивать до предела. Кажется, что именно по вине этих внешних деталей нам не удается быть счастливыми и радоваться жизни». Откуда берет начало такое мучительное неприятие тела?
Своими глазами
«Самооценка ребенка зависит от того, каким он видит себя в глазах родителей, — объясняет психотерапевт Мишель Фрейд (Michele Freud). — Важно и то, насколько комфортно мама и папа чувствуют себя в собственном теле. Если они спокойно уживаются с отражением в зеркале и их родственные узы прочны, то ребенок, скорее всего, будет ценить свое тело и образ. В противном случае его «Я» будет ослаблено, лишено защиты, а образ собственного тела будет создан с искажениями».