Блеск и нищета
У нас были ракушки, шкурки, чеканная монета, типографские бумажки, не так давно вошли в обиход пластиковые карты, и скоро, возможно, останутся только цифры на экране. Они, как утверждают экономисты, лишь эквивалент нашего труда. Но кажется, что в них есть что-то еще. Что мы делаем с деньгами, а они с нами?
Почему деньги имеют значение? «Мало найдется среди нас тех, кто хоть день не соприкасается с ними, – замечает психодраматерапевт, ведущий тренинга «Отношения с деньгами» Стас Ефремов. – С тех пор как человечество миновало эпоху натурального обмена, мы мало что берем непосредственно у природы. Чтобы получить еду, одежду, дом, знания, впечатления – для всего нужны деньги, которые современное общество рассматривает как самостоятельную ценность». Иногда мы даже забываем, что они нужны не просто так, а для чего-то, что это средство, а не цель.
Инструмент и ресурс
Можно встретить утверждение, что деньги – экономический инструмент, который позволяет получать то, что мы хотим. Но есть разница: инструмент предназначен для конкретной работы. Молоток – чтобы забивать гвозди, кисть – красить. Но за хлеб и за массаж мы платим теми же деньгами. «Это универсальный инструмент, а это означает, что он больше похож на ресурс, чем на инструмент как таковой, – подчеркивает психолог, автор книги Культурное животное1 Рой Баумейстер (Roy Baumeister). – Еще одно отличие в том, что настоящий инструмент позволяет вам делать что-то напрямую. Неважно, что другие думают об инструменте. Вы просто используете его, и он приносит результаты. Но деньги полностью зависят от того, что о них думают другие». Без их согласия деньги – просто бумажки или значки на экране. Но если мы – все общество – соглашаемся с приписываемой деньгам ценностью, они открывают доступ ко всем ресурсам, которыми располагает общество, и одновременно делают каждого менее зависимым от доброй воли и одобрения других. Нам не обязательно понравиться окружающим, чтобы они дали нам то, чего мы желаем, – для этого достаточно предложить им деньги. «Деньги не похожи на физический инструмент, – делает вывод Рой Баумейстер, – а в определенном смысле являются универсальным социальным инструментом». Но наши отношения с ними парадоксальным образом начинаются гораздо раньше, чем мы становимся частью общества.